Денисов Сергей Прокофьевич [12(25).12.1909, Россошь, ныне Воронежская область, — 6.6.1971, Москва], дважды Герой Советского Союза (4.7.1937 и 21.3.1940), генерал-лейтенант авиации (1940). Член КПСС с 1930. Родился в семье рабочего. В Красной Армии с 1929. Окончил военную школу пилотов (1931) и курсы усовершенствования комсостава при Военной Академии Генштаба (1939). В 1936—37 участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании. Участник боевых действий на р. Халхин-Гол (1939) и советско-финляндской войны 1939—40, во время которой был начальником ВВС 7-й армии. С 1940 командующий ВВС Закавказского военного округа. В период Великой Отечественной войны с августа 1941 года был начальником Качинской военно-авиационной школы пилотов, а с февраля 1943 по февраль 1944 командовал истребительной авиадивизией 16-й воздушной армии; с февраля 1944 в аппарате Главного штаба ВВС. С ноября 1947 в отставке по болезни. Депутат Верховного Совета СССР в 1937-1946 гг. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, монгольским орденом Красной Звезды и медалями. Бронзовый бюст - на хуторе Постоялый Ольховатского района Воронежской области.
    Это краткая биографическая справка. На самом деле его судьба оказалась не такой гладкой. Возможно, что недобрую услугу этому сослужил 1937-й год, когда в результате репрессий среди командного состава освободилось много должностей. И в результате такие герои, как "испанцы" росли в званиях и должностях как на дрожжах. Не каждому это оказывалось по плечу, особенно после начала Великой Отечественной войны.
    После окончания в 1931 году авиационной школы он проходил службу в должности младшего и старшего летчика, командира звена. Первый шаг к "звездам" Денисовым был сделан в апреле 1937 года, когда он, доселе мало кому известный летчик, после возвращения из Испании за неполные четыре месяца вырос от старшего лейтенанта до полковника. При этом успел последовательно побывать во всех званиях (в отличие от своего соратника по Испании И. И. Копца). Но как побывал! Например, капитаном он ходил два с половиной месяца, майором и того меньше - всего лишь месяц. За указанное время Денисов с поста командира отряда переместился на должность командира 142-й истребительной авиабригады, успев при этом отметиться на эскадрилье и полку.
    В 1937 году получил звание Героя Советского Союза за Испанию. В 1938 году он уже командует 2-й авиационной дивизией особого назначения. В звании комбрига участвует в боях с японскими летчиками в районе реки Халхин-Гол, а в звании комдива принимает участие в советско-финляндской войне, командуя ВВС 7-й армии. За умелое руководство их боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма награждается в марте 1940 года второй медалью "Золотая звезда", став таким образом одним из пяти довоенных дважды Героев Советского Союза. Всего во время боев в Испании, на Халхин-Голе и в ходе финской кампании Денисов лично сбил 13 и в группе 6 самолетов противника. С апреля 1940 года он командует ВВС Закавказского военного округа, а с августа 1941 года - Качинским авиационным училищем, возглавлять которое всегда считалось престижным.
    Вполне закономерно, что такой молниеносный служебный рост вскружил Денисову голову. А тут еще всеобщие почести, приглашения в президиумы разнообразных совещаний и собраний. Он слывет заслуженным асом авиации. А как же иначе: побывал в Испании и Монголии, отмечен званием Героя Советского Союза. В конце концов Денисов и сам уверовал в свои исключительные качества и способности, перестав критически относиться к личным промахам и ошибкам. Одним словом, звездная болезнь во всех ее проявлениях была налицо. В мае 1940 года С. П. Денисов получает воинское звание генерал-лейтенанта авиации. Ему в то время исполнился только 31 год!..
    Перед войной Сергей Прокофьевич долгое время ходил в любимчиках у Сталина и Ворошилова, с ним считались, к его советам прислушивались в наркоматах обороны и авиационной промышленности. Например, неплохо о нем отзывался в своих мемуарах выдающийся конструкотр А. С. Яковлев: ---------------------------------------------///-------------------------------
    Начавшаяся война прервала восходение, а точнее вознесение Денисова к вершина власти. Она оказалась весьма отличной от событий на Халхин-Голе и финской кампании, а посему Денисов никак не мог найти в ней своего места. К тому же он сильно пристрастился к выпивке в ущерб служебным обязанностям, постепенно теряя свой багаж классного летчика и авторитет командира-единоначальника. Об этом свидетельствую строки аттестации за 1942 год. В ней непосредственный начальник Денисова - заместитель командующего ВВС Приволжского военного округа генерал-майор авиации Игнатов в числе крупных служебных недостатков отмечает невыполнение Качинским училищем плана подготовки пилотов, наличие в ней большого количества летных происшествий. В качестве причин недобора плановых показателей назывались: отсутствие четкой организации летной работы, низкий процент выхода на полеты запланированной материальной части (в среднем 65-70 %), отсутствие необходимого количества горюче-смазочных материалов, несвоевременное поступление новой материальной части.
    Вполне понятно, что многое здесь не зависело от личности начальника училища, особенно в плане своевременного поступления новой материальной части и горюче-смазочных материалов. Что же касается летных происшествий, то они были обусловлены прежде всего плохой организацией полетов и предполетной подготовки, слабым знанием соответствующих инструкций и наставлений по эксплуатации техники постоянным и переменным составом, остутствием постоянной жесткой требовательности начальников к подчиненным, формальным проведением методических занятий. Устранение, притом в кратчайший срок, перечисленных негативных моментов вполне было по силам волевому начальнику училища. У Денисова же этого не случилось.
    Неоднократные сигналы о неблагополучном состоянии летной работы в Качинской авиашколе вынудили руководство ВВС ПриВО летом и осенью 1942 года создать две специальные комиссии для ее комплексного обследования. Все недостатки, к сожалению, подтвердились, и начальник училища получил следующую оценку своей деятельности (не в пример предыдущим характеристикам):
    "За период командования школой тов. Денисов показал себя недостаточно твердым и волевым командиром. В отдельных случаях проявлял малодушие и неумение решительно устранять недочеты в работе... Авторитетом как начальник школы пользовался мало. Лично летал редко и преимущественно на учебных самолетах старого типа. Злоупотребляет спиртными напитками, в силу чего по 2-3 дня не бывает на службе..."
    По материалам названных комиссий командующий ВВС Красной АРмии генерал А. А. Новиков 20 ноября 1942 года подписал приказ об освобождении С. П. Денисова от должности начальника училища, как не справившегося. Такая суровая встряска, по-видимому, нужна была ему. И она подействовала на дважды Героя отрезвляющим образом, заставив его определенным образом подтянуться, пересмотреть некоторые свои жизненные и военные установки. Хотя, надо и это признать, он так и не нашел сил избавиться от отдельных своих вредных привычек.
    Несколько месяцев Сергей Прокофьевич находился в распоряжении Управления кадров ВВС Красной Армии. В феврале 1943 года, после его настойчивых просьб о направлении в действующую армию, Денисов назначается командиром 283-й истребительной авиационной дивизии, входившей в состав 16-й воздушной армии. Этой дивизией он командует ровно год. На первых порах Денисов старательно исполнял свои обязанности, организуя работу полков, внедряя новые тактические приемы воздушного боя. Под его руководством части дивизии в сражении под Орлом и Курском произвели 1400 боевых вылетов, провели 67 воздушных боев, сбив при этом 73 самолета противника, потеряв своих только 16 (соотношение 4:1).
    За высокую боевую выучку и достигнутые боевые результаты один из полков дивизии получил звание гвардейского, а второй был награжден орденом Красного Знамени. Командарм генерал-лейтенант авиации О. И. Руденко, отмечая в боевой характеристике на Денисова все сказанное выше и констатируя его соответствие занимаемой должности, вместе с тем не скрыл и имеющихся недостатков, повторяющихся из года в год: чрезмерного увлечения спиртными напитками и отсутствия желания осваивать современные истребители.
    Денисов, не по своей воле, а по прихоти вождей вознесенный высоко, имел, как и любой другой военачальник, свои плюсы и минусы. В его личном деле находится много различных характеристик и аттестаций, причем некоторые из них весьма необъективны. Сразу бросается в глаза, что составлены они на потребу дня, ибо в них четко просматривается заданность, заказной характер. Большинство таких документов относится к периоду, когда Денисов был в фаворе у сильных мира сего - Сталина, Ворошилова и других руководителей. Вместе с тем в деле имеются и вполне объективные, правдивые аттестации, относящиеся к периоду, когда лимит доверия к нему иссяк, а его обещания устранить имеющиеся недостатки не подкреплялись практическими делами.
    Один из таких документов, в аккумулированном виде подводящий итоги служебной и боевой деятельности С. П. Денисова в годы войны, исполнен в конце апреля 1945 года. Это аттестация, написанная начальником Управления формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии генерал-майором авиации Волковым, является наиболее объективной из всех имеющихся в личном деле С. П. Денисова. В данном управлении он работал с февраля 1944 года, занимая должность старшего помощника начальника 4-го отдела по тактической подготовке, что для генерал-лейтенанта и дважды Героя, вчерашнего начальника училища и командира дивизии, являлось значительным понижением. Однако все это стало закономерным следствием неизжитого пристрастия его к спиртному, за что от партийной комиссии 16-й воздушной армии он в 1943 году получил строгий выговор:
    "Генерал-лейтенант авиации Денисов за время службы в ВВС Красной АРмии работал, совершенствовался и рос как офицер с 1931 г. по 1938 г., когды был курсантом летной школы, младшим и старшим летчиком, командиром звена и командиром эскадрильи. В тот период времени он работал хорошо и правдиво получал положительные аттестации и характеристики.
    Прибытие Денисова из Испании было увенчано дачей ему непосильного по его подготовке и развитию большого военного звания и должностного поста.
    При отсутствии у Денисова достаточной силы воли и при его слабохарактерности, столь большое возвышение вскружило ему голову, он начал пьянствовать, несерьезно относиться к своим служебным обязанностям и личному усовершенствованию.
    Необъективные аттестации и характеристики... позволили Денисову не работая получать повышения в должностях и звании. Это еще больше мутило голову Денисова и он, будучи на больших должностях, продолжал не лично работать и руководить, а "влиять" на нее большими своими званиями и созданным для него авторитетом. Вследствие этого тов. Денисов, не совершенствуясь лично, оказался с развитием и фактическим опытом командира эскадрильи в столь большом звании.
    Генерал-лейтенант Денисов за бездеятельность и неспособность работать неоднократно снимался с занимаемых должностей, но каждый раз после этого Денисов обещал не пить и что он оправдает доверие. Учитывая это, тов. Денисову верили и снова давали ему ту или иную работу. Но проходило немного времени, как ... Денисов снова повторял пьянки и не брался за работу и учебу.
    Генерал-лейтенант Денисов в Управлении формирования и боевой подготовки работал мало и без желания, самостоятельно разрабатывать документы не умеет и желания учиться этому делу не проявил. Периодически в среднем раз в месяц запивал на срок от 3 до 5 дней.
    Работой в Управлении тяготится. Считает себя обязанным (прим. - обделенным, обойденным вниманием?). Авторитетом среди офицеров Управления не пользуется. В партийной жизни пассивен. Партсобрания старается не посещать.
    Вывод:
    1. На работе в Управлении формирования и боевой подготовки оставлять нецелесообразно.
    2. Еще раз и последний сделать попытку назначить в строй с предупредительным вызовом на Военный совет". /Личное дело С. П. Денисова. Л.24/
    Вышестоящий авиационный начальник, не имея возражений против содержания этой аттестации, добавил от себя: "С выводом согласен. Тов. Денисов почти потерял волю над собой. Работать не хочет (в Управлении), не умеет думать, по-видимому, и не хочет думать и учиться..." /Личное дело С. П. Денисова. Л.24/
    Блестяще начавшаяся карьера С. П. Денисова по названным выше причинам так и не смогла наладиться должным образом. В нелюбимом им управлении формирования он находился до конца 1946 года, когда хорошо знавший его по предыдущей службе Главком ВВС маршал авиации К. А. Вершинин сделал еще одну попытку возвратить бывшего аса к активной работе в войсках. По его указанию на Денисова подготовили все необходимые документы для утверждения в ЦК ВКП(б) на должность командира 16-й гвардейской истребительной авиадивизии.
    Однако назначение не состоялось. Видимо, это не позволили сделать сильно подмоченная репутация Денисова, а также его расстроенное здоровье. К тому же было достаточно и других претендентов на чисто генеральскую должность из числа молодых и честолюбивых летчиков с блестящими аттестациями. Вместо дивизии Денисов попадает на авиационное отделение Академии Генерального штаба, где проучился всего лишь полгода. В ноябре 1947 года он в возрасте 38 лет по болезни увольняется в запас. Так нескладно закончилась летная жизнь еще одного "испанца", выдвиженца 1937-1938 годов, покореженная жарким пламенем предвоенных лет.
Литература:
Черушев Н., "1937-й год: элита Красной Армии на Голгофе", Москва, "Вече", 2003, с. 269-275.
Гринько А. И., Улаев Г. Ф., "Богатыри земли Воронежской", Воронеж, 1965.
Агуренко Б., "Мужество командира", в книге "Они прославили Родину", Ростов-на-Дону, 1975.

  Назад  |   Главная страница   |   Web-мастер



Сайт создан в системе uCoz