№ 34   09.1995  "Аргументы и факты"

Здесь нужна фотография!!!

Марафон памяти

11.Тверь

Преодоление "черного квадрата"

Если пробег был от. Воронежа до Ленинграда, то и Тверь они именовали Калинин. Калининский фронт, Калининская операция... В Великой Отечественной бывшая Тверь сыграла значительную роль. Когда фашист сломил сопротивление, он в городе расстрелял более двух тысяч жителей, уничтожил более 50 тысяч томов областной библиотеки, уничтожил 7700 зданий...

Здесь действовало героическое ополчение, партизаны не щадили свои жизни - земля горела под ногами захватчиков.


   Перед Тверью был трудный этап. Многим пришлось бежать сверхнормативные километры. Ветераны их ждали. Сразу же митинг и концерт. Ведущей на концерте была Таня Ткачева. После, уставшая до предела, сидела в автобусе безучастная ко всему. И вдруг в двери появляется заплаканная пожилая женщина - вся в орденах, медалях: «Дочка, огромное тебе спасибо. Молодец, с характером...» - Какая еще нужна награда? Вот, ради встреч с людской добротой,ради того, чтобы радовать этих людей добром, стоит бегать. Извечные сетования на молодежь. Она всегда не такая, и родителям кажется, что они были лучше, забывая о том, что подобное недовольство своим поведением вызывали  и у своих отцов. Профессор Селеменев, который ревностно следит за публикациями, рассказывающими о пробеге и его участниках, беспокоится: «Когда ты о молодежи, о студентах напишешь? Я бы о каждом слово сказал - достойные ребята: биологи Юра Мизинов, Николай Товстуха, Историк Дима Сподин, физики Ва-дим Ярыгин, Саша Телков...»

Расскажу о двоих, и вы поймете, что каждый студент из клуба «Память» достоин отдельного очерка , сюда «сдают экзамены» и попадают лучшие.

Они - подруги. Биолог Марина Черкасова и химик Таня Ткачева. Первая - энергичная, на равных ведет себя со студентом, аспирантом, профессором. Все для нее коллеги в решении не личных, а общечеловеческих задач. Вторая – умеет оставаться в тени, выполняя при этом львиную долю общественной работы. Предупреждали: о себе рассказывать ничего не будут... А зачем о себе? Вообще - о жизни и ее частных проблемах. Если Марина чуть ли не с ясельного возраста почему-то убеждала себя и всех в том, что она будет только биологом, то Татьяна в поисках и сомнениях была чуть ли не до последнего. Марина  занималась спортивным ориентированием, а Таня - плаванием, волейболом, стрельбой, легкой атлетикой, гимнастикой, туризмом, борьбой... Но в университет обе пришли с единственной целью -серьезно заниматься наукой.

...Долго мучался: кого-то мне Марина напоминала. И вдруг: - Так мы же с вами соседями были. Я еще на вашего сына жаловалась - в футбол без правил играл... Господи! Да этого же сатаненка весь двор до своего скончания в памяти держать будет. Старушки журили родителей: куда смотрят и кого воспитывают-такими сорви­головами пацаны не бывают. И надо же? В ней, оказывается, сидела этакая лирическая любовь ко всему живому. О биологии мечтала. О птичках, травках, комариках. С первого курса занимается изучением водомерок. .Этим летом за свой счет побывала на практике в нескольких заповедниках.. Счастлива, что в Хоперском встретилась с известным писателем,орнитологом Леонидом Леонидовичем Се-маго - два дня не отходила от него. Слушала, записывала, расспрашивала..

Спорт? Не стремление за рекордами, а просто образ жизни, привитый в семье дедушкой -Анатолием Ивановичем Перщиным. Ее приглашали играть в женскую футбольную команду. И в спортивном ориентировании могла бы пойти дальше - все-таки кандидат в мастера спорта, но учеба взяла верх. В первые же дни учебы в университете - несправедливость. Профессор В. Ф. Селеменев, читавший лекции по химии, попросил после занятий юношей остаться и о чем-то долго беседовал. Машу впервые не взяли в мальчишескую компанию. И она бесцеремонно подошла к доктору нayк просила oтвeтить, какие секреты у него с .мальчишками? Оказалось, что никаких. Просто он агитировал вступать в клуб «Память», заняться бегом. Так Марина пришла в клуб, жизнь в котором на второй план отодвинула все прежние спортивные увлечения. В клуб, в котором все равны, в котором ни у кого никаких званий. Правда, после окончания каждого пробега присваивают звания, рождающиеся из образа твоего поведения. Вот ей в этом году выпало быть самой экстравагантной, а Татьяне вручили приз «Мисс Очарование».

Селеменев Селеменевым, но она и здесь, как среди братвы своего двора, начала верховодить - создала «тайную» оппозицию, в которую вошли Таня Ткачева, Наташа Кураева, Олег Титов, Алла Фадее­ва, Стас Жидовских. Цель? Тайно заседать каждый день и подводить свои итоги - с юмором, с выдачей каждому не всегда лицеприятной характеристики.

Мисс Очарование. Согласен отчасти. Есть в этом  налет подражания Западу. Ткачевой, скорее всего, подходит что-то из области пушкинского видения того идеала, которым он наградит свою Татьяну. Бабушка окончила филфак Ленинградского университета. Быть бы и внучке филологом. У нее к литературе лю­бовь особая - умение анализировать, иметь свое мнение. Возможно, и стала бы литератором. Но тут в школе с преподавателями повезло меньше, нежели с учителем физкультуры - с Ниной Егоровной Кирьяновой дружит до сих пор. Благодаря ей спорт стал естественной потребностью каждого дня. Призовые места в разных видах спорта - сам собой разумеющийся итог. Премного благодарна тренеру по волейболу Борису Михайловичу Павлову. Для него спорт - существование на фоне нравственности и формирование своего «я» в сочетании со веем духовным богатством окружающего мира...

Преподаватели русского языка и литературы мелькали, как стеклышки в калейдоскопе. И каждый - умнее и заумнее другого. А одна была, которая могла целый урок посвятить разбору «Черного квадрата» Малевича. Свысока смотрела на тех «недоросших», которые в «Черном квадрате» ничего сверхвыдающегося не видели - черный квадрат, нарисованный издевающимся художником для бомонда, мудрствующей, но бездушной элиты, почитающих только себя, а лишним в тутошнем мире считающих общество. И стало страшно: а вдруг и впрямь вся филология такая?! И не жалеет, что пришла на химический. На первом курсе случайно встретилась с О. Ф Стояновой и оказалось: химики народ более гуманитарный и лирич­ный, нежели те, которые должны через литературу преподавать 'любовь к живой жизни. А потом - клуб «Память»:

- Даже мне, с моей подготовленностью, было поначалу тяжело на тренировках. Без раздумий бросила бы это нелегкое занятие, если бы там не было таких людей, как Владимир Федорович Селеменев и Виктор Григорьевич Клюев. Они создали уникальный коллектив. Все мы здесь - друзья и единомышленники на всю жизнь. Поначалу в клуб приходит много, но испытания выдерживает не каждый. Так, в этом году экзамен перед пробегом выдержали почти все девчонки. Нам надо было пробежать двадцать километров. Ребята несерьезно относились к тренировкам, поэтому сорокакилометровую «зачетную» дистанцию одолели далеко не все.

...Татьяна ведет лирический дневник дней, которыми живет клуб. Убежден: их пишет настоящий филодог, видящий перед собой не зияющую пустоту «Черного квадрата», а те образы, которые, по предсказанию Гоголя, должны были в каждого русского человека вселиться, воспитывающегося под солнцем великого Пушкина. 

Э. Ефремов 





© Entire Site Copyright 2000,, Клуб "Память" ВГУ All rights reserved.
Site Designed by SAM publishers of  Voronezh



Сайт создан в системе uCoz