№ 20   05.1995  "Аргументы и факты"

Селеменевский прорыв

Имя в науке.

Для многих воронежцев Владимир Федорович "свой в доску", обычный человек, к которому можно обратиться за любой помощью - от решения школьной задачки до советов по медицине и выбора темы для диссертации. Автор этих строк был в двух германских университетах, где при фамилии Селеменев застывали в уважительном почтении - знали его как ... выдающегося спортсмена и не менее знаменитого химика.   

  Волна славы докатывалась в Берлин и Мюнхен отнюдь не через прессу, а с помощью студентов, стажировавшихся в Воронеже. В Галле один бывший воспитанник Селеменева по ВГУ попытался по принципу своего учителя тоже создать нечто подобное его клубу "Память".

  Клуб - явление сугубо индивидуальное, возникшее из сути характера парня из Чернянки, что в Белгородской области. В школе врачи запретили ему заниматься физкультурой - по состоянию здоровья. И он стал бегать самостоятельно. Надо было доказать самому себе, что победа приходит только людям волевым. Спорт преобразил его, вылечил и закалил.

  Восемь раз становился чемпионом области по бегу. В общероссийских соревнованиях занимал третье место. По Союзу за ним - первое место среди студенческих университетских команд. Остановился на кандидате в мастера спорта. Наука "остановила". Не достижения ему нужны были в спорте, не титулы и награды, а нечто большее. Первым в стране создает спортивно-патриотический клуб "Память". За долгие годы около тысячи студентов, преподавателей совершили 55 пробегов по городам - героям, по местам великих битв прошлой войны. Более десяти тысяч километров. По пути - встречи, концерты, беседы, организации подобных клубов в селах, райцентрах.

  Каким он был в спорте, таким и остался в науке. У него около пятисот научных трудов. Почти все написаны в соавторстве. Селеменев в авторы записывает даже лаборанта, который готовил препараты к тому или иному эксперименту.

  - А как же иначе? - говорит.

  - Считаю, что таким образом происходит постепенное и серьезное приобщение к большой науке, в которой не может быть второстепенных лиц.

   Нет стремления опубликоваться любой ценой в зарубежных изданиях.

  - Надо понимать, что наши достижения на много лет опережают достижения зарубежных ученых.Так это для них должно быть престижно публиковаться у нас. Но почему-то многие внушили себе, что за рубежом - особые высоты. Взяли мы с ребятами да и послали в самый "элитный" журнал, издающийся в Нью-Йорке, статью. 75 страниц опубликовали без единой помарки.

   Чем занимается кафедра аналитической химии ВГУ, возглавляемая Селеменевым? Кто мало-мальски разбирается в химии, может об этом узнать из ежегодных межвузовских сборников "Теория и практика сорбционных процессов", издаваемых уже более четверти века. Я же объясняю более популярно, так как сам понял...

   Знаете ли, если при заводике средней мощности по выпуску подсолнечного или сливочного масла поставить "селеменевскую" установку, то переработав отходы производства, она окупится через год. Из того, что уходит в сливные ямы, должно получать замечательную продукцию. Из отходов можно "вытаскивать" составные, так необходимые для изготовления лекарств, парфюмерных лекарств. Неоднократно писал о Борисе Деркачеве, который разработал новую методику добычи "неуловимого" золота из отвалов. Изобретение Селеменева "улавливает" то, что находится в пене, в осадках. За разработками этой кафедры охотятся ведущие исследовательские центры мира. Но ученые - патриоты ждут лучших времен у себя на родине.

  Стоп. Остановим бег по научным проблемам. Ни в коем случае нельзя отрываться от того, что сделано предшественниками. Ко всему прочему, Владимир Федорович взялся за создание интереснейщего и благодарного труда - собирает историю кафедры. Если бы не гражданская война, не международные сложности, то М. С. Цвет, основатель кафедры, открывший хромотографию как науку, за свой вклад получил бы Нобелевскую премию. При А. С. Тихонове кафедра разработала программу государственной важности по исследованию водоемов. В. П. Мелешко сказал свое слово по улучшению качества очистки сахара. При нем возникло новое направление - теория и практика ионообменных процессов. На этой кафедре разработали технологию получения высокоомной воды для всех предприятий радиотехнической и электронной промышленности СССР.

  Создается НИИ хромотографии, научная школа,работавшая по заказам электронщиков,фармацевтов, медиков, авиаконструкторов. По технологическим разработкам сотрудников кафедры и НИИ химии спроектировано и внедрено более 50 ионообменных установок. В. Селеменев о воде говорит,как о... разумном существе.

  Владимир Федорович считает: самое важное - найти в науке такую нишу, чтобы можно было опровергнуть что-то фундаментальное. Это возможно только на стыке наук. Есть возможности выявить новые закономерности, но не законы. Выявление закона - дело нескольких поколений.

   У него уже кандидатов наук девять человек. Новый прорыв в науку даст в ближайшие год-два , несколько докторов наук и с десяток кандидатов наук, которые скажут новое слово на пути, проторение которого начал Селеменев. Технологии, разрабатываемые сотрудниками кафедры, на уровне "вечного двигателя". Только однажды умело спровоцировав процесс - он будет работать до бесконечности.

  - В Англии сделано открытие. Бег не восстанавливает, а создает условия для создания новых нейронов в мозгу. Нервные клетки восстанавливаются, кроме бега, еще с помощью таких видов спорта, как лыжи, велосипед, плавание, коньки, быстрая ходьба...

  Называет имена видных ученых - Перелыгина, Щербакова, Рудакова. Десятки тех, кто бегал с ним, продолжают бегать - и в науке показывают результаты гораздо выше, чем у их сверстников. Считает, что выдающихся успехов в физике добился В. Клюев благодаря не усидчивости, а пристрастию к бегу.

  Словом, у него бег определяет сознание. И тому есть доказательство - собственная жизнь.

Э. Ефремов 

                                           

 

 

 

Назад


© Entire Site Copyright 2000,, Клуб "Память" ВГУ All rights reserved.
Site Designed by SAM publishers of  Voronezh



Сайт создан в системе uCoz