1

    Россошь возникла как поселение украинских казаков Острогожского полка. Взятие армией Петра I крепости Азов в 1696 году упрочило положение на южных границах России. Из опорного пункта татарских набегов Азов превратился в серьезное препятствие для них. У русского правительства появилась возможность заселять придонские степи южнее Белгородской черты.
    В указе адмиралтейства, изданном 21 октября 1702 года, острогожскому полковнику Куколю предписывалось переселять черкас (украинских поселенцев) из Землянска, Чернавска, Тальца и села Ендовища на реку Черная Калитва, ибо "города те находятся в дальнем расстоянии от Острогожска, а как бывает служба в походы, то черкасы тех городов в полк приходят мешкотоно и за тем государевой службе чинится остановка".
    Первое упоминание о слободе Россоши встречается в ведомости церквей за 1721 год, где отмечено, что в слободе Россошь есть Крестовоздвиженская церковь и при ней четыре штата священнослужителей. Более точных сведений о времени возникновения Россоши пока не найдено. Но на основании косвенных свидетельств правомерно предположить, что первые поселенцы у слияния Черной Калитвы и Россоши появились раньше, чем была занесена в ведомость россошанская церковь. Первый воронежский архимандрит Евгений Болховитинов в своих “Очерках постепенного населения Воронежской губернии” (изданы в 1800 г.) писал: “на реке Черной Калитве самая старинная слобода Россошь. Население ее относят к концу XVII века”.
    Из документальных источников известно, что еще в XVII веке острогожские казаки владели землями по Черной Калитве. 7 марта 1672 года Острогожскому полку была выдана грамота, которая подтверждала дарованную раньше острогожцам свободу винокурения и продажи горилки и предоставляла земельные угодья за рекой Сосною по рекам Лубянка и Черная Калитва.
    Происхождение названия "Россошь" связано с местом расположения слободы. Россошью в прошлом называли развилку, которая образуется у места слияния двух речек, или безымяненый приток большой реки.
    Первые россошанцы селились в междуречье. Они строили свои хаты по левому берегу Черной Калитвы и по правому берегу ее притока Россоши, где теперь начинаются улицы Красноармейская и Володарского. Река и приток представляли естественную преграду, которая с трех сторон прикрывала подходы к слободе. Открытая северо-западная сторона была защищена валом, над которым возвышались деревянные сторожевые вышки. Здесь слобожанам приходилось нести сторожевую службу, ибо в придонских степях еще появлялись татары, да и донские казаки нередко занимались грабежами.
    Со стороны Острогожска к Россоши подходила степная дорога. Она заканчивалась у вала, где был въезд в слободу, запиравшийся на ночь и в случае опасности массивными дубовыми воротами. Первоначально слободской центр был расположен на том месте, где сейчас находится городской хлебозавод. Еще сравнительно недавно это место называли старым базаром. Здесь же воздвигли первую в Россоши деревянную церковь.
    Сторожевую и походную службу россошанцы должны были совмещать с хозяйственной деятельностью. Русское правительство вместо жалованья предоставляло украинским казакам право безоброчно владеть землями, сенокосными и лесными угодьями, заниматься пивоварением и винокурением, охотой и рыбной ловлей и другими промыслами.
    Условия для зарождения в этих местах крепостного права начали создаваться еще в период заселения края. Право на льготы, предоставлявшиеся поселенцам царскими грамотами, не было прочным. Привилегиями прежде всего пользовались полковник и казацкая старшина: сотники, обозные, есаулы, писари, подпрапорщики. Многие из них впоследствии стали крупными крепостниками. Царское правительство щедро наделяло степными землями своих верных слуг. После подавления восстания Кондратия Булавина Петр I пожаловал полковнику Острогожского полка И. И. Тевяшову "за заслуги" огромное поместье, куда вошли земли, окружавшие Россошь.
    В последующие столетия поместья передавались по наследству, перекраивались, неоднократно продавались. В начале XIX века Россошь была главной резиденцией Чертковых - помещиков, стоявших в ряду с крупнейшими землевладельцами России. Барский дом Чертковых сохранился до сих пор.
    В 1831 году на Россошь обрушилась эпидемия холеры, а на следующий год из-за неурожая пришел голод, заставил россошанцев зимовать вместе со скотом в селах северных уездов Воронежской губернии. Там у местных крестьян они научились сеять рожь и с того времени начали ее возделывать v себя па юге, тогда как раньше сеяли только пшеницу.
    Первоначально слободской центр был там, где сейчас находится городской хлебокомбинат. Это место старожилы-россошапцы называли “старым базаром”. Здесь же находилась первая в слободе деревянная церковь, отмеченная в ведомости за 1721 год.
    В 50-х годах прошлого столетия в Россоши было 813 дворов и 5544 жителя. К тому времени в новом слободском центре перед домом помещика Черткова стояла кирпичная Крестовоздвиженская церковь. Это массивное с тремя четырехколонными портиками и увенчанное большим куполом здание было построено в 1834 году. Более сорока лет спустя рядом с церковью возведена была по проекту московского зодчего Буренина шестидесятиметровая колокольня. В “Указателе храмовых праздненств в Воронежской Епархии” россошанская колокольня характиризовалась как “замечательная по своей постройке”, лишь немного уступающая по высоте колокольне Митрофановского монастыря в Воронеже. Престол повой колокольни, посвященный святому Александру Невскому, открыт в 1876 году.
    Большим землевладением при слободе Россошь было имение братьев Плотициных, которое они приобрели у генерал-адъютанта М. И. Черткова. В это время в России уже развивался капитализм, товарно-денежные отношения. В новых условиях Плотициным оказалось не под силу хозяйствовать на 29 тысячах десятин земли. Неумеренные траты добытых тяжелым трудом крестьян денег привели иемние в расстройство. За долги владельцев имение сначала перешло в собственность банка, а затем було куплено помещицами О. А. Овсянниковой и А. А. Дьячковой.
    В середине прошлого столетия Россошь была довольно крупным ярмарочным центром. Из 345 ярмарок, собиравшихся в Воронежской губернии, в 1857 году россошанские ярмарки по торговым оборотам занимали первое место. В тот год на двух слободских ярмарках - Воздвиженской и Вознесенской - привоз товаров оценивался в 190 тысяч рублей серебром. В 80-х гг. обороты этих же двух ярмарок превысили четверть миллиона рублей. На россошанских ярмарках торговали скотом, лошадьми, хлебом, промышленными товарами.
    После реформы 1861 года тяжелая промышленность страны поднималась на ноги в тесной связи со строительством железных дорог. Молодой российский капитал торопливо прокладывал стальные магистрали. Как щупальцы жадного спрута тянулись они от промышленных центров к морским портам и к богатым сырьем и топливом окраинам.
    Одна из таких магистралей вскоре пролегла по воронежским степям до Ростова-на- Дону. Перед этим представители губернской буржуазии несколько лет добивались у правительства разрешения на создание акционерного общества для сооружения этой дороги. В июле 1869 года департамент Министерства путей сообщения Российской империи утвердил проект на строительство железной дороги Воронеж—Ростов. На линии между этими городами намечено было построить 10 паровозных депо и 28 станций.
    В конце ноября 1871 года, спустя 27 месяцев после утверждения проекта, по новой дороге прошел первый поезд. На 214-ом километре от Воронежа поезд сделал остановку на станции Михайловка (так вначале называлась станция Россошь). Среди голой степи стояли вокзал, паровозное депо (в этом здании сейчас находятся монтажно-сварочные мастеркие), резервуар для воды и деревянные бараки для рабочих. При станции были угольный склад, две погрузочные платформы, для пропуска поездов проложены четыре пути и сооружен железнодорожный мост через Черную Калитву. На Михайловском узле тогда работало около двухсот рабочих, половина из которых была занята ремонтом паровозов.
    Движение поездов по дороге вначале не регулировалось расписанием. В сутки через станцию Михайловку проходило два пассажирских и пять-семь товарных составов. Последние подолгу стояли на станции. Машинист на извозчике успевал съездить за пять километров в Россошь, пообедать там в трактире и вернуться к отправлению поезда.
    Новая железная дорога подняла торговое значение Россоши. В слободе строились новые магазины, лавки, склады для ссыпки зерна и хранения других продуктов. Помещичьи и крестьянские хозяйства округи получили возможность расширить торговлю хлебом и скотом. За прибыльным товаром в Россошь поехали покупатели из разных губерний России. В слободе стали постоянно проживать купцы или их агенты из Воронежа, Ростова, Харькова и других крупных городов страны. Особенно увеличился вывоз хлеба. На станции Михайловка в конце прошлого столетия ежегодно грузилось до миллиона пудов различных грузов, из которых на зерно приходилось около 700 тысяч пудов.
    Дорога дала толчок к развитию пищевой промышленности. В Россошанской волости в дополнение к старому помещичьему маслобойному заводу строится новый, действующий и поныне завод. К традиционным ветрякам прибавили и речные паровые мельницы. Местные купцы начинают заниматься откормом птицы и сбором яиц у крестьян. Для этого сооружаются птицекормушки и птицебойни. В 1900 году на окраине Заболотовки (слободские выселки) был построен государственный винный склад, на котором производился розлив водки. Строительство магазинов, заводов, мельниц привело к появлению в Россоши новых кустарных предприятий по производству кирпича и небольшого чугунолитейного завода.
    Капиталистическое предпринимательство проникало в сельское хозяйство медленно. Крестьянское хозяйство по-прежнему было слабо связано с рынком и оставалось в большинстве своем натуральным. Большую часть того, что крестьяне производили, они сами же и потребляли, а привозимые с ярмарок ремесленные и фабричные продукты составляли мизерную долю.
    В 1889 году, по данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, в Россоши проживало 10 993 человека. В слободе насчитывалось 3550 домов. Это были почти сплошь низенькие, крытые соломой саманные хатенки с маленькими подслеповатыми оконцами. Нестройными рядами теснились они, образуя лабиринт пыльных улочек и переулков. И только на Большой (как тогда называли улицу Пролетарскую) стояли просторные дома под железом, принадлежавшие торговцам, кулакам, попам и другим представителям слободской верхушки.
    Большинство жителей слободы были неграмотны. Дети бедняков и середняков могли получить только начальное образование в трех небольших школах и государственном двухклассном училище. Но не каждая семья могла учить детей. Многие крестьянские ребята посещали школьные занятия короткий период от завершения уборочных работ в поле до весеннего сева. Дети зажиточных слобожан учились в двух частных гимназиях.
    Самыми монументальными сооружениями в Россоши были здания Крестовоздвиженского собора и Ильинской церкви. После церквей наиболее посещаемыми местами в слободе были кабаки и пивнушки. "Богоугодные" заведения в Россоши были представлены необорудованной больницей на 35 коек и небольшой богадельней для престарелых.
    Развернувшиеся в 1905-м году революционные события побудили к действиям и россошанцев. В январе рабочие станции Евстратовка (ныне ст. Россошь) поддержали забастовку рабочих города Козлова. Около месяца они не выходили на работу, требуя улучшения условий труда и повышения заработной платы.
    В начале 1907 года для встречи с россошанскими железнодорожниками из Воронежа приезжал член партии с 1903 года Петр Николаевич Караваев. Незадолго перед этим его и большевичку Веру Слуцкую московское областное бюро РСДРП направило в Воронеж. Им было поручено наладить работу Воронежского комитета партии. Положение в губернской партийной организации тогда было очень сложным. Часть руководителей-большевиков была арестована, другим пришлось скрываться от полиции. Этим воспользовались меньшевики и захватили руководство в комитете.
    Караваеву и Слуцкой удалось воссоздать губернский уомитет партии, но этого было недостаточно. Требовалось также восстановить и укрепить периферийные партийные группы.
    Вспоминая об этом, П. Н. Караваев в книге "В дооктябрьские годы" писал: "На станции Евстратовка удалось развернуть деятельность местной железнодорожной партийной организации". В борьбе с влиянием меньшевиков мы в первую очередь опирались на такие организации, как в Евстратовке и Рамони".
    Весной 1907 года россошанские железнодорожники поддержали проводимую Воронежским комитетом партии политическую кампанию по празднованию 1 Мая. Местная партячейка организовала рабочих на стачку и провела массовку недалеко от железнодорожного моста в пойме реки Черная Калитва. После стачки на станции Евстратовка и в слободе Россошь царская охранка провела аресты активистов. То было время, когда потерпевшая поражение в крупных промышленных центрах революция вела последние бои на окраинах.
   Литература:
Города Воронежской области, Воронеж, 1978.

  Назад  |   Главная страница   |   Web-мастер



Сайт создан в системе uCoz