Обновлено:

    Лиски - город, районный центр в центре Воронежской области. Крупный железнодорожный узел, расположен на левом берегу реки Дон. Город железнодорожников, речников и пищевиков. В 1970 году насчитывал 49 тысяч жителей.
    Расположен в низине левого берега Дона. С правобережных придонских высот он виден весь как на ладони. Вот как описывал эту местность русский путешественник Иван Жолобов в августе 1685 года:
    "А от той речки Икорца, вверх по реке Дону, подле Песковатого озера верста пятьсот сажен поперег того озера по досмотру сажен до ста. За тем озером лесу и болот и топких мест и озерок по обе стороны реки Дона по досмотру с четыреста сажен... И от того места начался третий юрт Богатый. А от того вышеописанного озера вверх по реке Дону по обе стороны до Белого озера девять верст семьсот сажен".
    В то время недалеко от озера Богатого уже было село Старопокровское. Но Жолобов до него не дошел и не назвал его. В середине XVIII века в семи верстах ниже, на левом берегу Дона, возникает село Новопокровское. Позднее оно вошло в черту города. И еще немного ниже, около упомянутого в старом документе озера Песковатого, тогда же образовалось село Песковатка.
    Новопокровское было монастырским селом. Оно всегда поддерживало связь с селом Лиски, находящимся на противоположном правом берегу Дона и считавшемся также монастырским.
    К озерам Богатому, Терехину, Бедненькому и другим подходили густые леса, в которых водились медведи, волки, лисы, дикие кабаны. Крестьяне сеяли рожь, просо, гречиху, разводили коров, свиней, овец. Некоторые занимались охотой на пушных зверей, рыболовством и бортничеством. В селе Новопокровском имелось несколько ветряных мельниц. Крестьяне жили внебольших деревянных избушках, крытых соломой. Топились эти избы по-черному, освещались лучиной. До 1885 года в Новопокровском не было ни школ, ни больниц.
    В середине XIX века Новопокровское входило в Бобровский уезд. В нем было 127 дворов, 1672 души обоего пола, - так сообщала памятная книжка Воронежской губернии, за 1861 год. В 1887 году в селе насчитывался 371 двор, а жителей было 2451 человек.
    В 1870 году началось строительство железной дороги Воронеж - Ростов. Около села Новопокровского возникла станция. Она получила название по селу, расположенному на противоположном правом берегу Дона, - Лиски.
    Пристанционный поселок долгте годы оставался совсем маленьким. В середине 1880-х гг. здесь насчитывалось 9 домов и 410 жителей, которые в основном были связаны с железнодорожным транспортом.
    С весны 1894 года начинается строительство второй железнодорожной линии Харьков - Балашов. Лиски становятся узловой станцией.
    Развивался железнодорожный узел, росло волостное село Новопокровское.
    На станции были исключительно тяжелые условия труда. Старый рабочий М. С. Уваров рассказывал, что работали тогда от 12 до 16 часов в сутки, никаких отпусков не было. Администрация душила рабочих штрафами. Невыносимые жизненные условия, политическое бесправие вынуждали часть железнодорожников становиться на революционный путь борьбы. 10 октября 1905 года началась забастовка по всей Юго-Восточной железной дороге. В Лисках первыми забастовали машинисты. Начальник депо Усачев телеграфировал воронежскому губернатору: "Вследствие забастовки машинистов депо Лиски маневры, товарное движение, метсное пассажирское движение прекращены".
    В Лисках был создан забастовочный комитет. Он поддерживал связь и с революционно настроенными крестьянами, распространял воззвания: "Крестьяне, к вам наше слово".
    Вскоре после Февральской революции в Лисках организуется большевистский партийный комитет. Большевики развернули широкую агитационно-пропагандистскую работу. Они разъясняли народу, что с падением царизма революция не завершилась, а только начинается.
    В день 1 Мая 1917 года лискинские рабочие впервые отмечали Международный праздник трудящихся.
    После июльского расстрела рабочих и солдат в Петрограде, лискинские меньшевики и эсеры стали арестовывать революционно-настроенных солдат. Большевики ушли в подполье. Вскоре после этого в Лисках создается революционный комитет из 9 человек. В него вошли представители рабочих, солдат и крестьян.
    Комитет обратился с воззванием к гражданам и солдатам станции Лиски, к жителям близлежащих селений. Призыв большевиков к свержению органов Временного правительства и установлению Советской власти на местах нашел широкий отклик у трудящихся Лисок. Лискинская партийная организация, ревком, Совет депутатов совместно с рабочими и революционными солдатами приступили к разоружению реакционных офицеров. Боевая рабочая дружина разоружила офицеров, проезжавших через станцию. Она же заняла оружейные склады, почту, телеграф и железнодорожный мост через реку Дон.
    5 (18) ноября 1917 года власть на станции перешла в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.
    Первые годы Советской власти были тяжелыми и беспокойными для трудящихся Лисок. Особенно трудное время переживали они во второй половине 1918 года. Банды генерала Краснова начали бесчинствовать в Воронежской губернии, заняли Таловую, Бобров, Средний Икорец. А 22 ноября 1918 года белые прорвали фронт и захватили Лиски.
    На выручку к станции Лиски спешили с северной стороны полк имени Карла Маркса и воронежские коммунисты. 29 ноября белые бежали из Лисок.
    Наступил 1919 год. Он принес лискинцам много хлопот. Транспорт большей частью был разрушен. Требовалось приложить максимум усилий для быстрейшего восстановления железной дороги. В. И. Ленин 28 февраля 1919 года послал телеграмму комиссару железных дорог Южного фронта, в которой настаивал на немедленной починке линии Лиски - Лихая /В. И. Ленин. Полное собр. соч., т. 50, с. 263/.
    Во второй половине 1919 года Лискам не раз угрожали деникинцы. А 7 октября, имея большой численный перевес, белые захватили станцию. И только после разгрома белых конницей С. М. Буденного в районе Воронежа 30 октября Лиски были освобождены от врага.
    Белогвардейцы причинили огромный ущерб Лискинскому железнодорожному узлу, привели в негодность мосты, железнодорожное полотно, разрушили административные здания, депо, водокачку, вывели из строя средства связи и стрелки. Сильно пострадал подвижной состав. Около двух третей паровозов оказались негодными к эксплуатации. Рабочие взялись за ремонт паровозов. Два паровоза лежали на дне Дона, а один был спущен под откос. Специалисты заявили, что эти паровозы спасти невозможно. Но рабочие под руководством комиссара и начальника отделения К. М. Бурьяна вытащили паровозы и отремонтировали их. Рабочие вагонного депо последовали примеру паровозников и отремонтировали все вагоны.
    Постепенно стала налаживаться культурная и хозяйственная жизнь узла. Было организовано несколько субботников по его благоустройству. Началась техническая реконструкция узла. В 1930 году было построено новое депо. Оно получило мощные паровозы ФД.
    16 марта 1930 года вышел первый номер районной газеты "Путь Ленина".
    Село Новопокровское и поселок при станции Лиски в 1928 году были отнесены к категории рабочего поселка с названием Свобода. В 1937 году рабочий поселок был преобразован в город. А в 1943 году город получил название Лиски.
    1935 год был началом мощного подъема железнодорожного транспорта. На Лискинском узле подхвачен почин знатного машиниста страны Петра Кривоноса.
    С началом Великой Отечественной войны транспорт стал работать в сложных условиях. Многие кадровые рабочие ушли в Красную Армию. Парк паровозов и вагонов почти не пополнялся. Тем не менее лискинские железнодорожники сумели оборудовать 2 бронепоезда и 90 зенитно-пушечных и зенитно-пулеметных вагонов.
    В 1942 году фронт вплотную придвинулся к Лискам. Враг занимал правый берег Дона. Были оккупированы многие села южной части Лискинского района. Тяжело приходилось железнодорожникам. Вражеские самолеты буквально висели в воздухе, охотясь за поездами. Не раз лискинские паровозники смотрели смерти в лицо. Будучи раненым, машинист Иван Шурупов не бросил паровоз и спас эшелон с танками. Под огнем вражеской авиации машинисты Глухов, Бородин, Будукин вели составы с техникой и боеприпасами к фронту. Котельщики Григорьев, Коровин, Колегаев выполняли до пяти норм за смену.
    Отважно сражалось с противником пулеметное отделение 7-го зенитного пулеметного полка под командованием З. В. Прохода. Находясь на обороне моста через Дон у станции Лиски, пулеметчики своим огнем не давали самолетам противника пикировать на мост. Смелость и уверенность командира отделения передавались и бойцам. Отделение действовало слаженно и сбило 2 самолета (ЦАМО РФ, ф. 747, оп. 708619, д. 1, л. 64 )
    Рабочие вагонного депо собрали 100 057 рублей на постройку авиаэскадрильи "Юго-Восточник".
    После изгнания немецко-фашистских захватчиков с воронежской земли лискинцы взялись за восстановление города. Только за 1943 года было отремонтировано 96 жилых домов, роддом, городская больница, хлебозавод, "Маслопром". 4 февраля 1943 года был восстановлен Лискинский железнодорожный узел, что позволило восстановить движение поездов до Ростова. 10 февраля 1943 года поезда пошли по железнодорожному мосту через реку Дон. Начальнику Лискинского отделения железной дороги А. К. Лысенко и начальнику дистанции пути Ф. Д. Федосову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
  Литература:
"Города Воронежской области", Воронеж, 1978, с. 136-142.

  Назад  |   Главная страница   |   Web-мастер



Сайт создан в системе uCoz