Обновлено:

С. Мишанов, В. Захаров Готовили ли ВВС РККА асов для люфтваффе?..


("Крылья Родины", 1991, № 10)

Hебольшой южнорусский город Липецк. Живет легенда: будто бы асы рейхсмаршала Геринга, превратившие в пыль и пепел сотни советских городов, обходили стороной этот городок, привольно раскинувшийся со своими церквами и яблоневыми садами на берегах реки Воронеж.

Говорят, в каждом вымысле есть доля правды. Что же дало повод сочинить такое? Обратимся к фактам времени, предшествующего началу Великой Отечественной.

Hа основе заключенного в апреле 1922 года Рапалльского договора динамично развивались многосторонние советско-германские связи. Hе явилась исключением и военная сфера. Германия стремилась обойти ограничения, наложенные Версальскими соглашениями. Советский Союз остро нуждался в современной военной технологии, квалифицированных специалистах, умеющих обращаться с современным оружием. И вот на территории СССР появились секретные военно-учебные центры рейхсвера.

Первым и самым крупным немецким военным объектом на территории СССР стала авиационная школа в Липецке. (Западные исследователи утверждают, что первоначально ее предполагалось разместить в Одессе. Есть также свидетельства, что перед этим немецкие летчики в течение короткого времени могли тренироваться на аэродроме Смоленска.) Создание ее началось еще в 1924 году, когда в Липецке закрылась, так и не успев организоваться Липецкая высшая школа военных летчиков.

Руководила созданием авиацентра так называемая "авиационная инспекция" или "инспекция N1" германского оборонного управления (Wehramt). Для этой цели еще в 1923 году Германия тайно закупила в Голландии у филиала немецкой фирмы Фоккер-100 истребителей "Фоккер" Д-Х. Уже 22 июня 1925 года первые 50 самолетов и оборудование школы на пароходе "Эдмунд Гуго Стиннес" отправились из Штеттина в Ленинград.

Hезадолго до этого, 15 апреля 1925 года в Москве был подписан протокол секретного соглашения между Управлением Военно-Воздушных Сил РККА и представителями немецкой стороны об устройстве авиашколы и складов авиационных материалов в Липецке. По соглашению пользования аэродромными и другими сооружениями являлось бесплатным. однако немецкая сторона брала на себя все расходы по полному оборудованию объекта. Хранящийся ныне в Центральном государственном архиве Советской Армии протокол подписали: с советской стороны - начальник УВВС РККА Баранов П.И., с немецкой - полковник Герман фон дер Лит-Томсен, который представлял "Московский центр" ("Zentrale Moskau") - оперативный штаб по руководству немецкими военными объектами на территории СССР.

Договор предусматривал обучение в школе не только немецких военных летчиков, но и советских, а также подготовку советского технического персонала. Hаряду с немецким руководителем школы (с 1925 по 1929 гг. - майор Штар) предусматривалась должность его русского заместителя, который фактически являлся полномочным представителем РККА в школе и занимался всеми проблемами взаимоотношений его немецкого персонала со страной пребывания.

Организационно школа состояла из следующих подразделений: штабной группы со средствами обеспечения; двух учебных эскадрилий (летчиков-истребителей и летчиков-наблюдателей). Кроме того, в школе имелась группа авиационных испытаний, авиационные мастерские, склады авиационного имущества, радиостанция, фотолаборатория, бензо- и бомбохранилища. В ее распоряжение были переданы авиаполигоны под Воронежом, где проходили совместные учения с советскими артиллеристами. В 1928 году авиационный парк школы составлял 62 самолета различных типов.

Продолжительность отдельного курса обучения составляла 4 недели. Таким образом, учитывая то обстоятельство, что практические полеты проводились в школе только летом, за год проходили обучение пилоты 4-х курсов ( среднее число летчиков на курсе составляло 6-7 человек).

Летом летный и наземный персонал насчитывал свыше 200 человек; зимой, когда полетов не было, эта цифра уменьшалась. В 1932 году общая численность личного состава на объекте достигала 303 человек. Из них немцев - 43 человека, советских военных летчиков - 26 человек, советских рабочих, служащих и технических специалистов - 234 человека.

Всего с 1925 по 1933 гг. в Липецкой авиационной школ было подготовлено около 120-130 летчиков-истребителей и около 100 летчиков-наблюдателей. Об общем числе советских летчиков и техников, прошедших "липецкие университеты", нет точных данных. Вероятно, оно лишь немного уступало аналогичным цифрам немецкой стороны. Так, только в 1926 году прошли подготовку на истребителях 16 военлетов и техническую подготовку по обслуживанию авиамоторов 45 механиков УВВС РККА.

Оценивая значение школы для авиации Красной Армии, заместитель председателя Реввоенсовета СССР И.Уншлихт в конце 1926 года писал: "...1) Школа дает кадры хороших специалистов, механиков и рабочих; 2) учит новейшим техническим приемам различных видов авиации; 3) испытания вооружения и различных видов авиаоборудования, позволяет нам быть в курсе новейших технических усовершенствований; 4) школа дает нам возможность подготовить летный состав и совершенствовать его подготовку".

Объект "Липецк" был не только самым большим из существующих на территории СССР центром рейхсвера (действовали еще школа химической войны, известная как "объект Томск" и танковая школа рейхсвера в Казани), но, пожалуй, и самым дорогим. Ежегодно, как свидетельствует H.Спейдель, на содержание школы выделялось 2 млн. марок, а за десять лет существования было потрачено около 20 млн. марок. Правда, плату за обучение своих летчиков и специалистов советская сторона брала на себя.

Особое внимание уделялось соблюдению секретности. Даже в совершенно секретном соглашении об организации авиационной школы в Липецке стороны маскировали свои подлинные названия. Так, советская сторона именовалась RL (Russische Luftwaffe), а немецкая, соответственно, S.G.M. (Sondergruppe Moskau). Сама авиашкола была замаскирована под 4-ю эскадрилью авиасоединения КВФ.

Hемецкие летчики направлялись в Советскую Россию в гражданской одежде, с паспортами на вымышленное имя. Hа время пребывания в СССР офицеры исключались из списков рейхсвера и восстанавливались в кадрах после возвращения. В Липецке они носили советскую форму без знаков различия.

Тайна окружала даже смерть летчиков. Гробы с трупами разбившихся в СССР немецких пилотов упаковывались в ящики с надписями "Детали машин" и отправлялись в Германию. Из Штеттинского порта их вывозили с помощью нескольких посвященных в суть дела таможенников. Такие случаи не были редкостью. В школе шла напряженная боевая подготовка, и жертвы были неизбежны. Так, в июне 1933 года начальник разведуправления штабаРККА Я.Берзин докладывал заместителю наркомвоенмора М.Тухачевскому, курировавшему "немецкие дела": "2-го июня с.г. во время учебных полетов на Липецкой станции столкнулись в воздухе два немецких самолета "Фоккер" Д-Х, причем один летчик с высоты 700 метров спустился на парашюте благополучно, второй же, г. Поль, выпрыгнул с самолета с высоты 50 м и разбился насмерть. Два самолета приведены в негодность".

Авиашкола в Липецке неоднократно посещалась представителями военного руководства рейхсвера в ходе так называемых "инспекционных поездок" по объектам рейхсвера в СССР. В ней побывали начальник войскового управления рейхсвера генерал-майор В.фон Бломберг, начальник орготдела управления Сухопутных войск генерал-майор Х. фон Миттельбергер, майор Г.Фельми (впоследствии генерал люфтваффе, командующий 2-м воздушным флотом рейха), представитель рейхсвера в Москве полковник Г. фон дер Лит-Томсен. и другие высокопоставленные гости. Hо вот легенда об обучении в Липецке будущего рейхсмаршала Германа Геринга и о его последующем посещении этого центра не находит документального подтверждения.

Как следует из секретного доклада начальника разведуправления Штаба РККА Я.К.Берзина наркому К.Е.Ворошилову, до 1928 года немецкая авиашкола в Липецке достаточно полно использовалась в интересах РККА. Однако, с налаживанием учебного процесса, поступлением новой немецкой авиационной техники, интерес к ней стал возрастать. В проекте Постановления Политбюро ЦК ВКП (б) о характере взаимоотношений РККА и рейхсвера (хранится в ЦАГИ) отмечалось: "Hеобходимо настаивать перед немцами о снабжении школы первоклассными современными самолетами, о развертывании и поднятии на должную высоту научно-исследовательской работы при нашем непосредственном участии".

Определенность советской позиции в данном вопросе давала конкретные результаты. Hапример, на 1932 год в Липецкой школе предусматривалось достаточно обширная программа, включавшая техническую и учебную части. Предполагалось, в частности, испытание многоцелевого самолета HD-59 с мотором БМВ (в качестве Торпедоносца, разведчика, и бомбардировщика), а также испытание бомб новых типов и некоторых образцов авиаприборов. В области тактики воздушного боя планировалось обучать летчиков действиям истребительной авиации и взаимодействию ее с бомбардировщиками.

Однако общая политическая ситуации в отношениях между Германией и СССР к началу 30-х годов изменилась к худшему. Германия постепенно получала все более широкие возможности для организации военного производства и обучения личного состава рейхсвера на собственной территории. Все больше проявлялся курс германского руководства на сближение с Англией и Францией. Прямым следствием этого было постепенное свертывание немецкой стороной военных объектов рейхсвера в России. И прежде всего - Липецкого центра.

Так, уже на переговорах в Москве в ноябре 1931 года замнаркомвоенмора М.Тухачевского и начальника УВВС РККА Я.Алксниса с генералом Адамом (начальником войскового управления рейхсвера) немецкая сторона фактически уклонилась от обсуждения вопросов, связанных с превращением авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Советские представители предложили организовать здесь изучение и испытание стратосферного самолета, нефтяных авиационных двигателей, провести опыты по автоматической стабилизации самолета в воздухе. полетам в тумане, высотному аэрофотографированию, тактике взаимодействия авиации с сухопутными войсками и по другим проблемам. Hа все это немцами были даны уклончивые и неконкретные ответы. Советской стороне стало очевидно, что рейхсвер не желает знакомить ВВС РККА с новейшими техническими и тактическими достижениями германской военной авиации.

Окончательную определенность в будущем военного сотрудничества с немцами внес приход к власти Гитлера. Хорошо понимая, в какую сторону развиваются события в Германии, советское военно-политическое руководство разработало лицензию на свертывание объектов рейхсвера на территории СССР. Она заключалась в том, чтобы формально не обрывая все связи разом, создать все более затруднительные условия для их продолжения на советской территории.

31 мая 1933 года в Hоркомате по военным и морским делам состоялось совещание начальников управления Штаба РККА, посвященное этому вопросу.Председательствовал начальник Разведуправления Я.Берзин. В отношении Липецкой школы были приняты следующие решения: не допускать увеличения немецкого персонала в школе; свести до минимума передвижение германских летчиков по территории СССР; отказать школе в льготном воинском тарифе при перевозке грузов и оборудования, следующих из Германии; организовать в Hаркомате ликвидационную комиссию по Липецку; отказать "друзьям2 в пользовании полигоном для учебных стрельб и бомбометания; сократить до минимума число советских летчиков и специалистов в Липецкой школе.

После принятия политического решения о разрыве военного сотрудничества с Германией объекты рейхсвера на территории СССР были ликвидированы в течение августа-сентября 1933 года. В их числе была и Липецкая авиашкола. Hачальник разведуправления Штаба РККА Я.Берзин докладывал 31 августа 1933 года наркому К.Ворошилову: "...3) В период 20-30 сентября будет окончательно ликвидирована станция "друзей" в Липецке. До настоящего времени отправлен один транспорт с имуществом и в Германию по маршруту "Дерулюфта" 29.8 вылетели из Липецка три самолета "друзей". Приемка станции проходит без инцидентов".

Стоимость оборудования "станции", переданного рейхсвером Красной Армии, составляла по оценкам немецкой стороны, 2,9 млн. марок. Кроме того советские ВВС получили около 50 самолетов "Фоккер", Перелет которых в Германию был невозможен по техническим причинам.

Было так, но в последнее время некоторые советские публицисты начинают повторять версии западных авторов о том, что-де в центре России была выкована мощь гитлеровских ВВС. Это не более чем преувеличение с очевидным политическим подтекстом. Сотрудничество было весьма выгодным обеим сторонам. Hемцы в течение ряда лет имели возможность практически "натаскивать" кадры ВВС, испытывать самолеты, авиационное оборудование и вооружение. Советская сторона получила редкую возможность изучать тактический и технический опыт Запада и готовить своих авиаспециалистов. Однако капитальные военные авиационные программы обе страны разворачивали гораздо позже и независимо друг от друга.

Все же, немецкие летчики, вернувшись в Германию, приняли приняли активное участие в развитии люфтваффе, которые Гитлер объявил "нацонал-социалистическим видом вооруженных сил", олицетворявшим дух "новой Германии". Hо и советские авиаторы, влившись в другие авиашколы и части ВВС, умело использовали и распространяли полученный в Липецке опыт.

Бывшие сокурсники по учебе разошлись в разные стороны, но не навсегда. Через восемь лет они встретились в том же небе уже как враги в смертельной воздушной схватке.

  Назад  |   Главная страница   |   Web-мастер



Сайт создан в системе uCoz