Обновлено:
Сайт создан в системе uCoz

"Войска ПВО в боях под Курском в 1943 году"

    При подготовке наступления на Курской дуге противник произвел на железнодорожный узел Курск два массированных налета (22 мая и 2 июня), в которых принимало участие около 1050 самолетов.
    В налете 22 мая участвовало до 170 самолетов противника. При отражении этого налета отличились летчики 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО лейтенант А. А. Елдышев, капитаны Н. В. Подковщиков, В. И. Малахов, Н. В. Борисенко и другие. Лейтенант А. А. Елдышев, например, первым врезался в строй немецких бомбардировщиков и сразу же сбил Ю-87. Развернувшись, он точным огнем поджег второй "юнкерс", который взорвался на собственных бомбах. Заметив третьего "юнкерса", пытавшегося уйти с поля боя, А. А. Елдышев стремительно пошел в атаку. В это время появились четыре Ме-109ф. А. А. Елдышеву грозила опасность, но на помощь ему поспешил старший лейтенант Н. Л. Часнык, и третий Ю-87 был сбит. По два самолета противника сбили Н. В. Подковщиков, В. И. Малахов и Н. В. Борисенко.
    Стойко защищали железнодорожный узел и воины 254-го зенитного артполка под командвоанием подполковника Н. А. Маркевича. Массированным огнем встретили они прорвавшихся к городу бомбардировщиков. Три самолета в этот день уничтожил дивизион, которым командовал старший лейтенант В. Н. Кузнецов.
    При отражении налета на Курск 22 мая воины противовоздушной обороны совместно с летчиками фронтовой авиации уничтожили 65 вражеских самолетов, 9 из них сбили зенитчики.
    Ценой любых потерь гитлеровское командование решило разрушить железнодорожный узел Курск. С этой целью враг организовал налет 2 июня - один из самых крупных за время Великой Отечественной войны. Он осуществлялся соединениями немецкой авиации, базировавшимися на Орловском и Донецком аэродромных узлах. Налет начался в 4.39 и закончился в 14.50. Самолеты противника шли к объекту пятью эшелонами (от 25 до 167 самолетов в каждом) с дистанцией между эшелонами по времени от 1 до 3 часов. Подход к объекту совершался с разных направлений на высотах от 1500 до 7000 м.
    На перехват первого эшелона поднялось 53 истребителя 16-й воздушной армии Центрального фронта и 42 истребителя 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Фронтовая истребительная авиация связала боем истребителей сопровождения и атаковала бомбардировщиков севернее Фатежа.
    Летчики 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО атаковали отдельные группы бомбардировщиков на подступах к Курску. В результате успешных действий истребительной авиации были рассеяны и частично уничтожены пять групп бомбардировщиков противника; в зону огня зенитной артиллерии прорвались лишь около 30 бомбардировщиков. Шестой группе в количестве 24 бомбардировщиков удалось обойти район воздушных боев и без потерь проникнуть к железнодорожному узлу, но здесь она была встречена огнем 254-го зенитного артиллерийского полка.
    Второй эшелон состоял из 20 бомбардировщиков под прикрытием 5 истребителей. Его обнаружили в 6.32 к югу от Курска. Для борьбы с ними направили 16 самолетов 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Они атаковали противника на подступах к Курску и сбили 8 машин.
    Третий эшелон обнаружили в 8.25 северо-западнее Курска. Он насчитывал 100 бомбардировщиков, шедших пятью группами под прикрытием 50 истребителей. Через несколько минут в воздух поднялись 51 истребитель 16-й воздушной армии и 16 самолетов 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Воздушный бой начался северо-западнее Фатежа и проходил вплоть до зоны огня зенитной артиллерии, к которой прорвалось около 55 бомбардировщиков.
    Четвертый и пятый эшелоны (167 бомбардировщиков и 14 истребителей) наносили удар по Курску с юга и юго-запада. Бомбардировщики шли на большой высоте (6000 - 7000 м) несколькими группами под прикрытием истребителей. Против них сражалось 205 истребителей. Однако им не удалось перехватить все эти группы. Около 100 бомбардировщиков нанесли удар по объектам железнодорожного узла. Всего в дневном налете на Курск 2 июня участвовало 543 самолета, из них бомбардировщиков - 424 и истребителей - 119.
    В ночь на 3 июня немцы провели ночной налет. Их самолеты шли непрерывным потоком, заходя на объект с разных сторон группами в 3-5 самолетов и по одному. В ночном налете участвовало до 300 самолетов.
    Всего при отражении налета 2 июня войска ПВО страны совместно с силами и средствами войсковой ПВО уничтожили 145 самолетов /История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941-1945, т. 3, стр. 399/
    Немецко-фашистской авиации, несмотря на отчаянные усилия, не удалось разрушить железнодорожный узел. Основные элементы узла сохранились, и уже через 12 часов после окончания ночного налета его работа возобновилась.
    Мужественно и стойко сражались с врагом летчики истребительной авиации ПВО страны. В ожесточенных боях 2 июня они сбили 54 самолета противника /ЦАМО РФ, ф. 747, оп. 708619, д. 1, л. 61/. Заместитель командира полка по политчасти Герой Советского Союза майор В. Ф. Башкиров в пяти воздушных боях сбил 2 самолета противника, лейтенант А. А. Елдышев, капитан Б. Я. Терновой - по 4, капитан П. П. Калюжный, старший лейтенант М. П. Старжинский - по 3, сержант С. Г. Яковенко сбил 2 самолета противника /ЦАМО РФ, ф. 734, оп. 188790, д. 3, л. 67/. В этом бою отличились также летчики старшие лейтенанты Г. К. Гультяев, Н. Н. Кузнецов, лейтенанты М. М. Митенков, К. Ф. Карпов и многие другие.
    Командующий 16-й воздушной армией генерал-лейтенант С. И. Руденко после боя заявил, что он много наблюдал воздушных боев, но такого упорства, такой стремительности, такого мужества в борьбе в воздухе еще не видел /ЦАМО РФ, ф. 734, оп. 188790, д. 3, л. 57/
    Зенитная артиллерия войск ПВО страны в бою 2 июня уничтожила 27 вражеских самолетов.
    Умело действовали воины 254-го зенитного артиллерийского полка. Полк уничтожил за сутки 22 вражеских самолета /ЦАМО РФ, ф. 72, оп. 34948, д . 116, лл. 283-295; ф. 747, оп. 708619, д. 1, л. 61/. Отважно сражались в этом бою лейтенант М. В. Корявко, младший сержант Н. И. Кравцова, красноармеец П. И .Загребальный, ефрейтор Н. М. Переверзева и другие.
    Понеся тяжелые потери и не достигнув намеченной цели, противнику пришлось отказаться от массированных ударов и перейти к ночным действиям небольшими группами самолетов.
    В итоге боевых действий войска ПВО страны в тесном взаимодействии с истребительной авиацией и зенитной артиллерией Центрального и Воронежского фронтов сорвали планы немецко-фашистского командования по выводу из строя железнодорожных коммуникаций наших войск на курском направлении.
    В боях под Курском высокое воинское мастерство, мужество и отвагу показали воины ПВО страны. Родина высоко оценила их ратный труд. Много солдат, сержантов и офицеров удостоились высоких наград.
    За отличное выполнение боевых задач по противовоздушной обороне объектов на Курском выступе 487-й и 910-й истребительные авиационные полки ПВО были преобразованы в гвардейские.
    Президиум Верховного Совета СССР своим указом в 1944 году за отличное выполнение задач по противовоздушной обороне коммуникаций войск, за мужество и героизм личного состава при торажении налетов вражеской авиации наградил орденом Красного Знамени 183-й зенитный артиллерийский полк, 254-й зенитный артиллерийский полк, 7-й зенитный пулеметный полк и 55-й зенитный бронепоезд, а указом Президиума Верховного Совета СССР в 1945 году за героизм и мужество личного состава в боях под Курском и последующих боях 29-й отдельный батальон ВНОС был награжден орденом Красной Звезды.
Материалы взяты из книги:
1. "Войска противовоздушной обороны страны. Исторический очерк",Москва, 1968

  Назад  |   Главная страница   |   Web-мастер