Назад  |  
Главная страница
  |  
Web-мастер
Обновлено:
    В декабре 1922 года начальником Главного управления Красного Воздушного Флота был издан приказ о формировании в Борисоглебске авиашколы. Школе присваивалось наименование "2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота". Сокращенно ее стали называть "2-я ВШЛ КВФ".
    Первым начальником школы был назначен опытный летчик В. М. Ремезюк, окончивший летную школу еще в 1916 году в Севастополе. Во время Октябрьской революции он встал на сторону большевиков и участвовал в подавлении мятежа татарского курултая в Крыму. В начале 1918 года Ремезюк был начальником авиации Крыма, затем командовал отрядом воздушных кораблей "Илья Муромец".
Военным комиссаром 2-й ВШЛ был Ф. И. Шатов, кадровый политработник, работавший ранее в учебном отделе Главвоздухофлота.
В школу он приехал, получив на это соответствующее разрешение, чтобы научиться летать без отрыва от основной работы, поэтому в школе пробыл недолго. Через полгода Шатов уже заканчивал программу летного обучения и в конце 1923 года был отозван в Москву в распоряжение военного комиссара вузов Красного Воздушного Флота (КВФ).
    Первым помощником начальника школы по учебно-летной части был К. Ф. Капустян, бывший офицер старой армии, окончивший Севастопольскую летную школу еще в 1912 году. Там же он работал инструктором и начальником учебно-летной части. В 1922 году участвовал в формировании авиационной школы стрельбы и бомбометания в Серпухове и некоторе время был ее начальником.
    5 января 1923 года В. М. Ремезюк, Ф. И. Шатов и К. Ф. Капустян приступили к формированию 2-й ВШЛ из кадров и средств, выделенных отделом устройства и службы Главного управления Красного Воздушного Флота и дивизиона авиаспециалистов.
    Всё, что выделялось для 2-й ВШЛ, сосредоточивалось на московском аэродроме. Для постоянного базирования школы необходимо было найти место, удобное для размещения авиаторов и для учебных полетов. Начальник школы и его помощник побывали в Борисоглебске и, возвратившись в Москву, доложили начальнику вузов Красного Воздушного Флота, что условия там благоприятные: место равнинное; вся школа может разместиться на восточной окраине города, рядом с площадкой, пригодной для аэродрома, к которой подходит железная дорога; уже имеется военный городок для размещения личного состава и служб. Борисоглебск был признан удобным во всех отношениях.
    29 марта 1923 года начальник военно-учебных заведений Красного Воздушного Флота СССР отдал приказ о переводе формируемой школы летчиков к постоянному месту базирования. С 6 по 13 апреля школа двумя эшелонами передислоцировалась из Москвы в Борисоглебск.
    В то время в школе насчитывалось 118 человек, к концу апреля добавилось 45 курсантов из Егорьевской теоретической школы, в том числе и В. П. Чкалов, прибыл командный и летный состав.
    Большую помощь в формировании авиашколы оказали местные власти. Председатель уездного исполкома Н. С. Пешков, секретарь уездного комитета партии В. М. Верховых и секретарь уездного комитета комсомола Иван Корольков провели разъяснительную работу среди населения. Борисоглебцы быстро нашли общий язык с авиаторами и стали им помогать. К концу 1923 года школа летчиков установила тесные шефские связи со многими организациями города.
    26 октября 1923 года состоялся первый выпуск курсантов. День первого выпуска курсантов отмечался как праздник. Были организованы показательные полеты трех курсантов-выпускников, затем в ангаре 3-го отряда состоялся товарищеский чай для курсантов, комсостава и гостей. Начальник школы и военком распорядились в день выпуска улучшить питание и выдать всему личному составу по фунту белого хлеба. Вечером в городском кинотеатре состоялось торжественное собрание совместно с представителями города, после чего был дан большой концерт силами участников самодеятельности. Виновниками торжества были первые выпускники - Константин Дадонов, Сергей Демехин, Василий Кузнецов, Георгий Макарский, Леонид Максимов, Алексей Маркович, Николай Новиков, Петр Пумпур, Федор Уваров, Валерий Чкалов.
    Борисоглебская школа продолжала напряженную работу по обучению курсантов, численность которых все время увеличивалась. На 1 ноября 1923 года в школе уже было 129 курсантов. 7 декабря состоялся второй выпуск - 9 курсантов. К концу 1924 года летная школа была почти полностью укомплектована. В 1924 году 2-я военная школа летчиков значительно расширила свою базу. По просьбе командования школы уездный исполком Советов и горкомхоз передали школе строения бывшего винного склада в районе элеватора, на юго-западной границе аэродрома. Там разместились склад горючего и смазочных материалов, гараж и другие службы. Вначале полеты проходили на одном аэродроме, но весной и летом 1924 года была проделана большая работа по подготовке другого аэродрома, в нескольких километрах от города. Там тоже начались полеты, а строители приступили к постройке нового ангара. В 1924 году школа сделала 8 выпусков и подготовила 92 летчика, из них 75 направила в Московскую первую высшую школу красвоенлетов и 17 - в Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.
    Многие выпускники 2-й военной школы летчиков 1923-1925 годов стали впоследствии выдающимися авиаторами, генералами, Героями Советского Союза. В их числе С. К. Горюнов, П. И. Пумпур, Е. С. Птухин, А. Б. Юмашев, Э. Г. Шахт. Крупными авиационными специалистами стали Ф. Арженухин, А. Борман, М. Вахрушев, П. Гроховский, Н. Момот, П. Федрови, а также летчики-испытатели Н. Кастанаев, В. Степанченок, А. Торговкин, Ф. Уваров и другие. Шандор Шимич стал государственным деятелем Венгрии после ее освобождения от фашистской оккупации.
    В 1926 году в городе была закрыта церковь. Вскоре началась перестройка ее под клуб для летной школы. Вокруг клуба началось строительство комплекса культурно-спортивных сооружений - стадиона с трибунами для зрителей и бытовыми комнатами для спортсменов, концертной эстрады, танцевальной площадки и т. д. Позднее клуб школы стал Домом офицеров Борисоглебского гарнизона.
Весьма популярна была футбольная команда летной школы (организована в 1923 г.), неоднократно завоевывшая первенство в соревнованиях команд города, военного округа, школ ВВС. Ведущими игроками ее были в разное время И. Журавлев, Ю. Немцевич, А. Петров, В. Хользунов, В. Чкалов, Ш. Шимич и многие другие.
    Весной 1936 года в Борисоглебске на стадионе, за Домом Красной Армии, была построена 37-метровая парашютная вышка. На ней стали проходить предварительную подготовку все курсанты и молодежь города, занимавшаяся в кружках парашютистов. 15 июля 1933 года ЦИК СССР постановил вручить школе Почетное революционное Красное знамя. На основании постановления ЦИК СССР и приказа РВС о награждении школа стала называться "2-я Краснознаменная военная школа летчиков имени Осоавиахима" /ЦГАСА, ф. 34273, оп. 1, ед. хр. 103, л. 390/. С мая 1935 по июнь 1937 года начальником летной школы был комбриг Я. В. Сорокин. Выпускники Борисоглебской школы П. В. Рычагов, В. С. Хользунов, Э. Г. Шахт и другие были в рядах первых добровольцев, выехавших в августе 1936 года в Испанию на защиту республики. Рычагов и Шахт были удостоены звания Героя Советского Союза в декабре 1936 года, а Хользунов 27 июня 1937 года. Вскоре после возвращения из Испании Рычагов уехал добровольцем в Китай. На Мадридский фронт в качестве авиационного советника прибыл комбриг Е. С. Птухин и одновременно стал командовать советскими истребителями. Республиканское правительство присвоило ему звание генерала. После возвращения из Испании Птухин стал генерал-лейтенантом авиации, командовал ВВС Ленинградского военного округа, руководил воздушными операциями во время войны с Финляндией. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
    За героические подвиги в Испании был удостоены звания Героя Советского Союза Николай Герасимов, А. И. Гусев, П. И. Пумпур. Как герои погибли на испанской земле, выполняя интернациональный долг, Михаил Катыхов, Герой Советского Союза Константин Колесников, Павел Петров, Иван Павлов и другие. За героизм в испанском небе 32 летчика были удостоены звания Героя Советского Союза, девять из них начинали свою летную биографию в Борисоглебской школе.
    В боях под Халхин-Голом отличились многие
борисоглебцы. В. И. Артамонов, М. Ф. Бурмистров, А. П. Пьянков, Е. Н. Степанов стали Героями Советского Союза. Позже, в период Великой Отечественной войны, они также стали Героями Советского Союза. Немало побед одержали вернувшиеся из Испании летчики-борисоглебцы Герои Советского Союза Н. С. Герасимов и А. И. Гусев.
    15 декабря 1938 года в Москве во время испытательного полета на самолете И-180 трагически погиб выпускник Борисоглебской школы Валерий Павлович Чкалов. 28 декабря 1938 года согласно приказу наркома обороны СССР Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова имя В. П. Чкалова было присвоено Борисоглебской авиационной школе ("Борисоглебская Краснознаменная военная авиационная школа имени В. П. Чкалова").
    В мае 1940 года начальником школы стал Герой Советского Союза полковник Е. Г. Туренко, имевший за плечами боевой опыт советско-финляндской войны.
    В 1941 году (директива Генштаба от 26 июня 1941 года) в город была передислоцирована Херсонская военная школа автопилотов. Количество курсантов в школе к концу 1941 года достигло 3803 человек. С первых дней Великой Отечественной войны на Борисоглебскую авиационную школу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию перелетавших на фронт авиачастей. На школьные аэродромы садились и самолеты перебазировавшихся на восток военных школ из Харькова, Чугуева, Воронежа, Кременчуга и других городов. Борисоглебский аэроузел обслужил во второй половине 1941 года 2242 самолета, а всего за годы войны было обслужено около 16 тысяч самолетов. На базе материальной части и средств школы были сформированы два авиационных истребительных полка и эскадрилья (по приказу НКО от 20 августа 1941 года авиаполки создавались двухэскадрильного состава). Командирами авиаполков стали бывшие командиры эскадрилий капитаны П. Н. Новицкий и Г. С. Боровский, военкомами - батальонные комиссары Г. С. Гречихин и К. Т. Харламенко. В ноябре 1941 года сформированные полки убыли на фронт.
    Всего в 1941 году школа отправила на фронт 89 летчиков, 49 техников и 22 командира других специальностей. Для обеспечения всеми видами довольствия вновь создаваемых авиационных частей в Борисоглебске было сформировано 3 батальона аэродромного обслуживания, которые убыли на фронт вместе с истребительными полками. Продолжалось формирование и пополнение авиационных частей для фронта и в последующие годы войны.
    Большую помощь фронту оказывали жители Борисоглебска. Люди рвались на фронт. 24 июня борисоглебцы провожали на фронт первый эшелон. 28 июня был отправлен второй эшелон. Движение по замене мужчин, ушедших на фронт, началось и в городе, и в селах. Молодые колхозницы Рождественского сельсовета обратились ко всем девушкам Воронежской области с призывом: " Девушки, на трактор!". Многие становились донорами, отдавая фронту кровь безвозмездно. Осенью 1941 года началась кампания по сбору средств в фонд обороны и оправке посылок на фронт. Женщины Борисоглебска собрали много теплых вещей, продуктов и к концу 1941 года отправили тысячи посылок для фронтовиков, а в фонд обороны сдали более 1 миллиона рублей. Многие вносили в фонд обороны все свои сбережения.
    Промышленные предприятия города с первых дней войны перестроили работу и стали выпускать военную продукции: завод "Металлист" - кинжалы для партизан, мясоконсервный комбинат - мины и гранаты, чугунолитейный и вагоноремонтный заводы - минометы, швейная фабрика - попоны для кавалерии, наволочки, наматрасники и т. д.
    С 22 июля 1941 года немецкая авиация начала совершать массированные налеты на Москву. Над Борисоглебском стали появляться фашистские самолеты-разведчики. В городе были приняты срочные меры по организации ПВО аэродромов на случай налета вражеских бомбардировщиков. Вводилась маскировка. Самолеты стали рассредоточивать по границам аэродромов и устанавливать в капонирах.
    В октябре - ноябре промышленные предприятия Борисоглебска начали готовиться к эвакуации. Шклое летчиков было приказано перебазироваться в Алма-Ату. С 3 по 9 декабря убыло 4 эшелона, но с половины пути они были возвращены и 24-25 декабря вернулись в Борисоглебск: обстановка на фронте к этому времени изменилась.
    В Борисоглебской школе передавали свой опыт и летчики-фронтовики, попадавшие в Борисоглебск на короткое время, - летчики перелетавших или формироуемых авиационных полков. Побывал в Борисоглебске полсе ранения осенью 1941 года и будущий Герой Советского Союза В. А. Середин. На его счету было уже несколько сбитых фашистских самолетов, и опыт фронтовика очень пригодился курсантам и летчикам школы. Много полезных советов дал приехавший в Борисоглебск выпускник школы лейтенант М. Н. Карабанов. Широкую известность получило имя выпускника школы Виктора Талалихина, удостоенного звания Героя Советского Союза в боях под Москвой (погиб 27 октября 1941 года).
    В 1942-43 годах, во время боёв за Воронеж, в Борисоглебске размещались воронежские областные организации, в том числе обком ВКП(б), выходила областная газета "Коммуна".
    Летом 1942 года летная работа в авиашколе прервалась. В начале июля фашистские войска подошли к Дону в районе села Гремячье, заняли Россошь, Коротояк и другие населенные пункты. В Борисоглебск враг забросил агентов. Был случай, когда они пытались проникнуть к складу боеприпасов и к ангару; несколько ранее в городском саду был найден тайник с боевыми гранатами.
    Над Борисоглебском стали появляться фашистские самолеты. Ночью 7 июля три самолета осветительные ракеты и произвели бомбардировку железнодорожной станции Поворино, поселка и аэродрома.
    После первого же налета были приняты меры для обороны аэродромов. В Борисоглебске вокруг аэродрома установили 7 зенитных точек, оборудованных 20-мм пушками ШВАК, с круглосуточным дежурством. Установили зенитные точки и на аэродроме в Поворино. Утром в разных местах обнаружили 5 неразорвавшихся бомб. Их оцепили, установили охрану. Две бомбы оказались на полотне железной дороги у входа в депо. Работы в депо приостановили, пока не обезвредили бомбы.
    В связи с приближением фронта и начавшимися налетами на Борисоглебск поступил приказ командующего ВВС Приволжского военного округа о немедленном перебазировании школы на Урал, в город Троицк. Перебазирование началось 9 июля 1942 года. Для прикрытия пунктов погрузки эшелонов самолеты-истребители звеньями патрулировали в воздухе и дежурили на аэродромах в готовности номер один. Перебазирование проходило планомерно. 233 самолета группами улетели в Троицк, неисправные машины погрузили на платформы. Всего было отправлено 7 летных и 8 железнодорожных эшелонов - семьи командиров, авиационное имущество, часть автотранспорта, авиаремонтные мастерские.
    В Троицке школа разместилась на шести аэродромах, вернее на площадках, пригодных для полетов. Люди селились в палатках, сараях, бараках. В самом городе, где имелся аэродром, курсанты жили в помещении с трехъярусными нарами.
    С освобождением в зимой 1942-43 гг. захваченных врагом территорий у борисоглебцев появилась надежда вернуться в свой город. С 10 июня по 6 июля из Троицка в Борисоглебск было отправлено 5 летных и 12 железнодорожных составов. В Борисоглебске школа разместилась на пяти полевых аэродромах. Возвращались и городские жители. Началось ускоренное строительство объектов школы, восстанавливались дома и старые помещения. Строительство велось с большим подъемом. Все были рады, что вернулись в родной город.
    Воспитанники Борисоглебской авиашколы вписали немало героических страниц в историю Великой Отечественной войны.
Например, в конце июля 1945 года в город Борисоглебск прибыла делегация из истребительного авиационного полка, преобразованного в 147-й гвардейский иап. Этот полк был сформирован полностью из личного состава школы. Делегацию возглавлял выпускник школы командир эскадрильи Герой Советского Союза майор В. С. Комаров (удостоен звания Героя в октябре 1943 года).
За годы войны летчики полка совершили 2091 боевой вылет и в 177 воздушных боях сбили 107 самолетов противника. В ночных воздушных боях гвардейцы уничтожили 15 самолетов врага. За героические подвиги 5 летчиков полка были удостоены звания Героя Советского Союза.
    Защищая Родину, немало героических подвигов совершили воспитанники Борисоглебской школы летчиков. Многие из них командовали авиационными соединениями. Так, только в 16-й воздушной армии командирами дивизий были воспитанники школы Герои Советского Союза А. Н. Витрук, И. М. Дзусов, Е. Е. Ерлыкин, Г. О. Комаров, А. В. Утин, А. Б. Юмашев, генералы И. И. Иванов, К. Д. Орлов.
    В первое, самое тяжелое полугодие войны подвиг Н. Ф. Гастелло повторили многие выпускники Борисоглебской летной школы. Документально известно, что 19 ее воспитанников во время войны совершили тараны. Среди них С. М. Алешин (посмертно Герой Сов. Союза), Ф. В. Атрашкевич, К. А. Длужницкий, В. Н. Каштанкин (посмертно Герой Сов. Союза), С. А. Кибирин, Г. М. Киселев, В. Е. Ковалев (посмертно Герой Сов. Союза), К. П. Коробейников, Н. А. Кулигин, А. З. Небольсин, В. С. Петров, А. Г. Рогов (посмертно Герой Сов. Союза), И. И. Рудаков, В. Д. Служеникин, М. А. Хорев, В. А. Шиманский, В. А. Ширяев (посмертно Герой Сов. Союза), В. В. Яцына.
    В сентябре 1943 года группа из шести самолетов-торпедоносцев 36-го минно-торпедного авиационного полка наносила удар по военно-морской базе фашистов в румынском городе Констанце. Несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии и атаки истребителей, торпедоносцы прорвались к Констанце, потопили транспорт и буксир, повредили несколько боевых кораблей и взорвали нефтебазу. Но с задания не вернулись три экипажа торпедоносцев. Одним из летчиков, пропавших без вести, был выпускник Борисоглебской школы 1930 года полковник Ш. Б. Бидзинашвили.
    Только через 35 лет стали известны подробности их гибели. Пропавшие без вести экипажи погибли героями. Шио Бидзинашвили направил свой горящий самолет на нефтебазу... Имя его стало бессмертным.
    Выпускники школы летчиков К. П. Потапов, Герои Советского Союза П. А. Гражданинов, А. М. Лукьянов, П. П. Пересумкин совершили за период войны по два тарана, возвратившись на свой аэродром.
    45 воспитанников школы совершили воздушные тараны. При этом геройски погибли А. Ф. Авдеев (посмертно Герой Сов. Союза), М. К. Антонюк, М. А. Борисов (посмертно Герой Сов. Союза), А. В. Киричков, Н. С. Котлов, Е. А. Кривошеев (посмертно Герой Сов. Союза), С. Т. Мясиков, Е. П. Новиков (посмертно Герой Сов. Союза), А. Ф. Поддубский, Н. С. Потяженко, В. П. Смирнов (посмертно Герой Советского Союза).
    Сотни воспитанников Борисоглебско истребительной школы стали асами, сбившими в воздушных боях по 15-20 и более самолетов. Среди них Герои Советского Союза А. А. Балалуев, М. Ф. Батаров, А. И. Балясников, А. Н. Белкин, А. Д. Билюкин, А. П. Бритиков, С. Г. Глинкин, Н. И. Горбунов, А. А. Дьячков, А. А. Егров, И. И. Забегайло, Н. П. Иванов, К. И. Коршунов, А. С. Куманичкин, И. Н. Лагутенко, К. С. Мальцев, В. В. Марков, И. В. Маслов, А. Б. Мастерков, Н. Д. Миоков, В. Ф. Мудрецов, П. П. Пересумкин, М. И. Сачков, Л. Н. Слизень, К. Ф. Соболев, П. А. Сомов, М. С. Твеленев, М. Д. Цыкин, А. М. Числов, Ф. М. Чубуков, П. Г. Якубовский.
    Всего за время работы Борисоглебской авиашколы около 260 выпускников училища стали Героями Советского Союза, а 9 из них удостоены этого звания дважды.