Обновлено:

Большая Верейка    Село Большая Верейка расположено на левом берегу одноименной реки в Рамонском районе Воронежской области. Возникло в 1660-70 гг., известно с 1674 года.
   Основано землянскими служилыми людьми во главе с Иваном Колесниковым (местные Колесниковы, кстати, в свое время выступили на стороне отрядов Степана Разина). Согласно челобитной 1678 года, Колесников "с товарищи" просят царя записать их за казаков - в сословие детей боярских, так как появились казаки в Землянске из разных городов и начали службу еще при первом землянском воеводе Гавриле Островском, а к моменту их прихода в эти благодатные места детей боярских на верейской земле не было вовсе.
   По широко распространенному мнению, имя селу дано по реке Верейке. Само же название реки означает незаливаемый во время весеннего половодья в пойме небольшой природный вал. Но в окрестностях Верейки такая особенность рельефа не отмечена. Что же тогда дало название селу?
   Изначально в документах писалось "Верейки", а не "Верейка". "Верея" - это столб, на который навешивали ворота. К тому же, до сих пор в Большой Верейке проживают селяне Воронцовы. Так вот, "воронец" - весьма схожее с "вереей" понятие. Оно обозначает дверной косяк, что, согласитесь, довольно близко к воротному столбу... Село велико - большие и верейки.
   Столб-верея играл заметную роль в тайных знаниях и фольклоре русского народа. В Рамонском районе записаны обрядовые песни, в которых есть строки: "Верея моя, вереюшка, точёная, золочёная" и "По морю по Верейскому плыла белая лебёдушка". В подобных песнях пустых слов не бывает, каждое из них несет важный смысл. Прочтем ли тайный смысл в словах песни мы, люди нового века? Почувствуем ли сердцем древнюю красоту?
   В 1807 году в селе построена каменная Троицкая церковь с тремя приделами: на правой стороне - Архангела Михаила, на левой - Рождества Богородицы и в трапезной - Всех святых.
   При церкви в конце XIX века было земли пахотной 42 десятины, прихожан 2520 душ. К настоящему времени церковь находится в разрушенном состоянии. Приписана к этой церкви была церковь Вознесения в селе Ломово.
   В 1859 году в селе в 336 дворах проживало 4218 человек. В 1900 г. население составляло 4572 человека, было 712 дворов, 4 общественных здания, школа грамоты, маслобойный завод, кузница, 5 ветряных мельниц, 5 мелочных лавок, 2 винные.
   Другая интересная деталь. Вплоть до середины ХХ века в Большой Верейке был весьма популярен был обычай "кумиться", то есть проходить сквозь арку-ворота, сплетенные из зеленых ветвей, исполняя при том те же обрядовые песни. Наконец, до недавнего времени в селе проживали мастера плетения особых корзин со специальными ушками-ручками. Корзины эти назывались "вереи"...
   В Большой Верейке вообще сильны традиции, и сохранились они до наших дней во многом благодаря знаменитой сказительнице Анне Куприяновне Барышниковой, "бабке Куприянихе" - уроженке и жительнице этих мест.
   Достаточно сказать, что еще в 1935 году в селе официально "возили русалку". Обряд этот отнюдь не языческий, но, скорее, аграрный, календарный. И до, и после революции крестьян и колхозников беспрекословно отпускали "на русалку". Для чего? "Чтоб хлеб родился", - говорили старожилы.
   Веками село жило своим размеренным и четко отлаженным бытом. Известным человеком здесь считался Ф.Ф.Чурилов, который окончил художественную академию и слыл приличным художником. А в принадлежащем ему, недалеком от Большой Верейки сельце и появилась в 1868 году на свет Куприяниха...
   Случались, конечно, и казусы. Так, в 1879 году мирные крестьяне Верейки, наслушавшись заезжих народников-разночинцев, словесно желали царю смерти. Впрочем, внимали селяне, к счастью, не только народникам. На духовной ниве во славу Божию трудились здесь многие священники. Фамилии Чубинских, Перцевых, Голубятниковых, Захаровых, Петровских долго и почтительно вспоминали местные крестьяне, шедшие на исповедь к православным священникам не по "обязанности", а по внутреннему призыву, по зову совести. Как ни бунтуй, а душа требует мира и лада!
   С XIX века в селе известны и павшие "за други своя" на многочисленных полях сражений. Так, в 1877 году на Кавказе геройски погиб житель Большой Верейки Архип Иванович Грибанов, гренадер 16-го гренадерского Менгрельского полка. Фамилия Грибановых и сейчас существует в селе.
   К концу ХIX века в Большой Верейке уже имелась своя почтовая станция с годовым километровым оборотом в 5 с половиной тысяч верст. В связи с этим на жителях села лежала обязанность "блюсти в надлежащем виде" местный Шибарев мост - весьма, между прочим, внушительных размеров.
   Существовало в Верейке и народное училище. В 1902 году в селе читались лекции о Святой Земле, через "волшебный фонарь" (отдаленно напоминающий более позднее изобретение - фильмоскоп) показывались "туманные картинки" духовного содержания. Собиралось на лекцию с такого рода иллюстрациями чуть ли не все село. Подобное чудо, кстати, демонстрировалось лишь в соседней Трещёвке. Так что право в своем роде первооткрывателей таких своеобразных киносеансов в Воронежской губернии принадлежит именно этим двум селам.
   Большая Верейка считалась селом не маленьким, и без торговли не могло существовать. Своих ярмарок, правда, не затевали, но купцы лавки держали. Игнатов и Лопухов имели бакалейный товар, купец Зотов занимался товаром чёрным (то есть, всякой всячиной).
   Говоря о местной медицине, следует вспомнить врача А. Шингарёва, лечившего в селе практически бесплатно. Того самого, что на примере сёл Животинных и Моховатки в книге "Вымирающие деревни" страстно обличал нищенское крестьянское положение. Достоверны ли эти сведения? В годы первой русской революции в Большой Верейке против местных помещиков выступили, но не очень зло. А вот о том, что в 1917 году "скинули" царя, в селе узнали... на следующую Пасху.
   И при Советской власти население здесь занималось, как и прежде, в основном, сельским хозяйством. Однако по статистике 1920-х годов Б.Верейка считалась еще и одним из центров кустарей-древоведов.
   Любопытная деталь: верейские "маленькие начальники" грешили взятками с четко установленной иерархией. Агроному, к примеру, не давали ничего, ибо он больше занимался разглагольствованиями, нежели делом; ветеринар брал курами, а вот землемеру уже несли баранов...
   Издревле здесь были очень популярны кулачные бои. В Большой Верейке славой отменного кулачника пользовался некий глухонемой. А вообще, казалось, бились все - от мала до велика, даже те, кто 360 дней в году лежал на печи. Хороших бойцов уважали, о них говорили, при встрече низко кланялись и называли по имени-отчеству. Они, похоже, считались куда более важными персонами, чем общественные деятели. Однажды в середине 1920-х годов на заседание крестьянского товарищества в Б. Верейку нагрянул городской представитель. Люди, было, собрались - но тут же и ушли всей гурьбой. Растерянности приезжего еще и подивились: "А вы что, не знаете? У нас сегодня кулачные бои!"
   Не миновала Большую Верейку Великая Отечественная война. В июле 1942 года линия обороны прошла практически через село. Здесь в боях с фашистами насмерть стояли славные танкисты генералов Лизюкова и Катукова. Верейка несколько раз переходила из рук в руки, каждый окоп и любую траншею приходилось брать в яростном штурме. В селе чудом уцелело 5 домов, в одном из которых после освобождения от захватчиков сразу разместили МТС.
   После себя оккупанты оставили разоренную, выжженную землю и страшные "подарки": мирный чернозем был густо нашпигован минами. И молоденькие девчушки с самодельными щупами ежеминутно рисковали своими жизнями, извлекая мины тысячами! А что было делать? Нужна земля, нужен урожай, нужен хлеб для фронта. До сих пор люди помнят местных жительниц, сестер Бородкиных и М. Воронцову - девочек, ходивших на разминирование полей бок о бок со смертью.
   Село возрождалось после военного лихолетья. Сомневаться в несгибаемом духе того поколения не приходится. Большая Верейка разрослась и похорошела. В конце 1950-х годов уже вступил в строй свой маслозавод. Сады цвели, поля вспаханы и засеяны, а урожаем можно было накормить маленькую европейскую страну. Отсталым участком считалось животноводство. Однако только в сравнении с растениеводством, а не вообще. Сейчас подобное положение вещей выглядело бы как безусловное достижение.
   Есил вернуться к Куприянихе, то она не только знаменитая сказительница, она - настоящий кладезь прошлого, хранительница внутреннего стержня, без которого не может существовать ни один народ. Не зря в дни оккупации ее искали представители немецких спецслужб: они знали, куда бить, кого истреблять в первую голову. Но люди Куприяниху сохранили, не выдали: ее знал и любил каждый житель села - так же, как и она знала, любила и сохраняла родной фольклор - песни, сказы, прибаутки...
   Пример весьма поучительный. Прожив трудную жизнь до революции, истинно народная сказительница Анна Куприяновна с момента раннего замужества и до самой своей смерти (в 1954 году в 86-летнем возрасте) прожила в Большой Верейке, в 85 лет еще выступая перед слушателями! Прочтите ее сказки. Они традиционны и в то же время в них есть то, чего вы нигде более не встретите: отражение в миниатюре всего нашего существования с чертами-приметами родных мест. Это и есть древняя-предревняя народная мудрость, та память, которую нам, ныне живущим, необходимо не расплескать, но сохранить.
   По состоянию на 2007-й год численность населения Большой Верейки составляла 939 человек. В настоящее время наряду с поселком Архангельское (Чурилово), селом Каверье и поселком Пчельное входит в состав Большеверейского сельского поселения.
  Литература:
Кригер Л.В. Рамонский край. Жемчужина туризма. // - Воронеж: Творческое объединение "Альбом", 2008, 104 с.
Маркин Игорь Память Большой Верейки.


  
  
  

  Назад  |   Главная страница   |   Web-мастер



Сайт создан в системе uCoz