Обновлено:

Командующий 16-й  ВА  С.И.Руденко

16-я воздушная армия

    Начало формированию 16-й воздушной армии было положено Приказом НКО 8 августа 1942 г. Временно командующим был назначен генерал-майор авиации П. С. Степанов (член Военного совета ВВС Красной Армии), военным комиссаром — полковой комиссар А. С. Виноградов, заместителем командующего — генерал-майор авиации С. И. Руденко.
    Однако в связи с ухудшением обстановки под Сталинградом формирование новой воздушной армии замедлилось. К тому же, несмотря на разделение 5 августа Сталинградского фронта на два (Сталинградский и Юго-Восточный), оба фронта продолжали подчиняться командующему войсками Юго-Восточного фронта, а авиация — командующему 8-й воздушной армией. Все внимание их в это время было направлено на отражение штурма Сталинграда.
    Только 1 сентября генералы П. С. Степанов и С. И. Руденко были вызваны в Камышин, где представители Ставки Верховного Главнокомандования генералы Г. К. Жуков и А. А. Новиков объявили им окончательное решение об ускорении формирования 16-й воздушной армии. Поскольку армия одновременно должна была вести и боевые действия, генералу П. С. Степанову было приказано заняться вопросами формирования, а генералу С. И. Руденко — руководить боевыми действиями авиасоединений и частей вновь создаваемой армии.
    Возвратившись на командный пункт армии в совхоз Сталинградский, генерал С. И. Руденко отдал приказ о начале боевых действий 16-й воздушной армии в составе войск Сталинградского фронта, которыми командовал генерал-лейтенант В. Н. Гордов.
    Формировалась 16-я воздушная армия из соединений и частей 8-й воздушной армии и резерва Ставки ВГК. Первоначально в неё вошли 220-я и 283-я истребительные, 228-я и 291-я штурмовые авиадивизии и 2 отдельных авиаполка.
    В 283-ю истребительную авиадивизию входили 431, 520, 563-й и позднее 812-й истребительные авиаполки на самолетах Як-1 (командир полковник В. А. Катаев, военком старший батальонный комиссар Н. Л. Ходырев, начальник штаба подполковник А. А. Савинов). 291-я смешанная авиадивизия (сад) под командованием Героя Советского Союза подполковника А. Н. Витрука (военком старший батальонный комиссар П. И. Петров, начальник штаба подполковник Ф. М. Седов) состояла из 243-го и 245-го штурмовых авиаполков на самолетах Ил-2 и 30-го бомбардировочного авиаполка на Пе-2; позднее этот полк был заменен 313-м шап. Прибыл еще 954-й шап, и дивизия стала именоваться штурмовой.
    Управление 16-й воздушной армии было сформировано к 15 августа в основном из руководящего состава 1-й истребительной авиационной армии Ставки ВГК и вначале размещалось в Сталинграде. Штаб, основные отделы и службы возглавляли полковники Н. Г. Белов (начальник штаба), А. С. Кириллов (начальник тыла), старший батальонный комиссар В. И. Вихров (начальник политотдела), инженер 1 ранга В. И. Ребров (главный инженер), подполковник А. П. Наумов (начальник оперативного отдела), майоры А. С. Черный (начальник разведывательного отдела), Е. И. Матов (начальник отдела связи) и Ф. С. Мухин (главный штурман). Однако к началу боевых действий штаб и службы армии были еще не укомплектованы и недостаточно сколочены.
    К началу сентября в воздушной армии также имелись 598-й и 970-й легкобомбардировочные авиаполки (лбап) на самолетах По-2. В последующем они стали ночными. Всего к 4 сентября в составе 16-й воздушной армии было 152 исправных самолета, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик.
    Армия базировалась на полевых аэродромах севернее Сталинграда в сложных условиях, так как прифронтовая полоса до предела была насыщена войсками и различными тыловыми органами.
    28 сентября 1942 г. командующим 16-й воздушной армией был назначен генерал С. И. Руденко.
    В составе Сталинградского, Донского, Центрального, Белорусского и с 17 февраля 1944 года 1-го Белорусского фронтов участвовала в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Левобережной Украины, Белоруссии и Польши, в Берлинской наступательной операции. За годы войны армия совершила около 280 тыс. самолёто - вылетов. За боевые отличия 30 её соединений и частей преобразованы в гвардейские, 208 награждены орденами, 64 присвоено почётное наименование; свыше 27,5 тысяч воинов армии награждены орденами и медалями, более 200 лётчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, а А. Е. Боровых, В. М. Голубев и Е. Я. Савицкий удостоены этого звания дважды, И. Н. Кожедуб - трижды.
   Командующие:
Степанов П. С. (08.08.1942 - 28.09.1942), генерал-лейтенант авиации
Руденко С. И. (28.09.1942 - до конца войны), генерал-майор авиации, с конца января (проверить ?) 1943 генерал - лейтенант авиации, с мая 1944 генерал - полковник авиации
   Зам. командующего по политчасти (до 9.10.1942 военный комиссар):
Виноградов А. С.(17.09.1942 - до конца войны), полковой комиссар, с 05.12.1942 полковник, с 01.05.1943 генерал-майор авиации
   Начальники штаба:
Белов Н. Г. (05.08.1942 - 30.10.1942), полковник, с 07.08.1943 генерал-майор авиации
Косых М. М. (30.10.1942 - 15.04.1943), генерал-майор авиации
Брайко П. И. (15.04.1943 - до конца войны), генерал-майор авиации, с августа 1944 генерал-лейтенант авиации
   Литература:
Михайлик Я. Д.,"Соколиная семья", Москва, 1971
Руденко С. И.,"Крылья Победы", Москва,1976
"16-я воздушная", Москва,1973
Пруссаков Г.К. и др. "Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945)", Москва, Воениздат, 1973.

   Состав на 05.07.1943:
3 бак (ген.-майор авиации Киривацкий А. З.)
6 сак (ген.-майор авиации Антошкин И. Д.)
6 иак (ген.-майор авиации Ерлыкин Е. Е.)
2 гв. шад (полковник Комаров Г. И.)
299 шад (полковник Крупский И. В.)
1 гв. иад (подполковник Крупенин И. В.)
283 иад (полковник Денисов С.П. )
286 иад (полковник Иванов И. И.)
271 нбад (подполковник Рассказов К. И.)

   Состав на 25.12.1944:
6 шак - 240 самолетов Ил-2,
9 мак - 240 самолетов Ил-2,
2 гв. шад - 120 самолетов Ил-2,
11 гв. шад - 120 самолетов Ил-2,
3 иак - 240 самолетов Як-1, Як-3, Як-9,
13 иак - 240 самолетов Як-1, Як-3, Як-9,
6 иак - 240 самолетов Як-3, Аэрокобра,
1 гв. иад - 120 самолетов Аэрокобра,
286 иад - 120 самолетов Ла-5, Ла-7,
282 иад - 120 самолетов Як-1, Як-9,
176 гв. отд. иап - 40 самолетов Ла-7,
3 бак - 192 самолета Пе-2,
183 бад - 96 самолетов Пе-2,
221 бад - 96 самолетов Бостон,
9 гв. нбад - 120 самолетов По-2,
242 нбад - 120 самолетов По-2
Всего самолетов - 2384
Из них: штурмовиков - 720, истребителей - 1120, бомбардировщиков - 324, ночных бомбардировщиков - 240.

  Назад  |   Главная страница   |   Web-мастер



Сайт создан в системе uCoz